Missing Consumer Key - Check Settings

Full Width

Профилактика моторной дисграфии
Профилактика моторной дисграфии

В настоящее время в процессе обучения детей в детских садах и школах проблемой речевых нарушений, препятствующих нормальному развитию ребенка. К сожалению, количество детей, имеющих те или иные отклонения в речевом развитии с каждым годом становится всё больше, и здесь невозможно обойтись без помощи специалистов. Своевременное и правильное развитие речи детей является залогом успешной адаптации ребенка в социуме, развитии его как личности, что делает данную проблему весьма актуальной.

Развитие мелкой моторики пальцев рук, имеет немаловажную роль в процессе обучения ребенка и овладения им грамотой. Процесс подготовки ребёнка к обучению письму начинается постепенно, с овладения элементарными навыками рисования кругов и простейших линий. Это помогает развить двигательные навыки, которые непосредственно применяются в письме.

Не редко встречаются случаи, что процесс овладения письмом у детей старшего дошкольного или младшего школьного возраста осложняется тем, что недостаточно развита мелкая моторика пальцев рук.
Для моторной дисграфии являются характерными трудности движения кисти руки во время процесса письма, а также тот факт, что связь моторных образов звуков и слов со зрительными образами является нарушенной. В процессе письма участвуют не только пальцы и кисть, но и непосредственно предплечье и плечо, так же передвигаясь вдоль строки, а это в свою очередь вызывает значительное напряжение мышц руки и туловища.

Известно, что коррекция моторной дисграфии, будет наиболее успешна при раннем выявлении имеющегося нарушения. Профилактика является эффективной мерой, которая позволяет предупредить развитие расстройства.

Основные упражнения и задания входящие в состав профилактики моторной дисграфии у детей дошкольного возраста:

  1. Выполнение ребенком действий и движений согласно инструкции, согласованность действий и движений разных частей тела, например, таких как поворот и бросок, поворот и наклон и др.

2. Восприятие пространства (на собственном теле), например:
− правая нога и левая рука; использование прищепок, резинок;
− расположение предметов в пространстве: справа, слева, вверху, внизу;
− выполнение различных движений в заданном направлении.

3. Пространственная ориентировка на листе бумаги:
− центр, верх, низ, левая, правая сторона;− расположение различных фишек или геометрических фигур на листе бумаги, их перемещение, по речевой инструкции, а также составление композиций из них.

4. Использование упражнений для развития и координации движений кисти рук и пальцев, таких как: – удержание ручки, карандаша; пальчиковая гимнастика; – координация рук и глаз (завязывание бантиков, узелков, нанизывание бус); – штриховка по трафарету, обводка, рисование; – работа с ножницами и бумагой.

5. Развитие тактильно‐ двигательного восприятия: определение на ощупь плоскостных и объемных фигур, определение их величины – работа с пластилином.

6. Развитие кинестетических и кинетических ощущений:
− от различных поз и движений тела – верхних и нижних конечностей, головы;
− выполнение упражнений по изменению положения разных частей тела (имитация повадок различных зверей, игра на музыкальных инструментах.)

7. Рисунки по клеточкам: начиная с простых рисунков в одну клеточку постепенно увеличивать и усложнять задание, переходя к большему количеству клеток и добавляя орнамент; зеркальное срисовывание по клеточкам используя лексические темы; графические диктанты; дорисовывание по клеточкам 2-й половины рисунка; графические примеры – для получения ёлочки: треугольник сверху плюс треугольник снизу и т.д.

8. Плетение на шнурках в три пряди (нитках, веревочках, полосках серпантина и синтетической тесьме).

9. Тренировка артикуляционного аппарата и пальчиков, сочетая упражнения артгимнастики и движения кистей рук – развиваем координацию движений органов артаппарата и мелкой моторики, распределяем внимание, саморегуляцию. Точность выполнения заданий является крайне необходимым условием.

10. Формирование тактильно‐двигательного восприятия: лепка, аппликация, оригами; игры с крупной и мелкой мозаикой; конструкторы; массаж: «сухой душ», игровые панно из съемных деталей, предметы заместители, например, прищепки; развитие способностей к запоминанию, автоматизации и воспроизведению серии различных движений (по типу пробы Хеда).

11. Восприятие времени: сутки, время суток; смена временных представлений: вчера, сегодня, завтра.

12. Развитие слухового и зрительного восприятия и памяти: развитие умения различать звуки окружающей седы: стук, жужжание, гудение; звуки музыкальных инструментов; речевых и неречевых звуков. Нахождение отличительных признаков у предметов из 2–3 деталей, нахождение лишних предметов.

Упражнения, направленные на профилактику и коррекцию зрения.

Профилактика моторной дисграфии является успешной в случае систематичности ее выполнения: в учебном процессе – логопедом и педагогом, а в повседневной жизни – родителями. Необходимым является разъяснить ее важность родителям, а также обучить их специальным приемам развития детей. Для результативной работы необходимо еще на диагностическом этапе определить тот объем помощи, который смогут оказать родители, а также их готовность к сотрудничеству.

Профилактика и коррекция моторной дисграфии возможны чаще всего только в случае соблюдения условия регулярных ежедневных занятий с ребенком в течение длительного периода времени .

Вся правда о прививках.
Вся правда о прививках.

Рассказывает Надежда Емельянова, педиатр-невролог, г. Москва: «Я работала врачом педиатром в детском саду и прививала детей. В институте нам буквально на пальцах объяснили, как работает иммунная система, и теперь мне странно, почему я удовлетворилась этими «объяснялками». Если профессора иммунологии недоумевают по поводу сложности иммунитета, открывая все новые и новые механизмы в его функционировании, признаваясь, что очень мало знают об иммунитете, что вакцины опасны, то почему мне все казалось понятным и простым?!

Например, вот что пишет доктор медицинских наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории биотехнологии в Институте иммунологии ГНЦ МЗ РФ. Игнатьева Г.А.:

«Вакцинация — теоретически самый лучший метод иммунотерапии и иммунопрофилактики. Но есть проблемы, наиболее трудные из которых мы обозначим. Самая крупная из трудных проблем — биологическая опасность самих вакцинирующих препаратов вне зависимости от целевого антигена. Дело в том, что все современные вакцинирующие препараты получают методами биотехнологии с использованием сывороток и клеток животных. У животных, как становится известно нам чем дальше, тем больше, есть чрезвычайно опасные для человека инфекции типа прионных и ретровирусных. Очистить вакцину от примесей, потенциально содержащих эти инфекции, принципиально невозможно (без потери собственно вакцинирующего антигена). Такое серьезное сопутствующее явление заставляет признать, что, вакцинируя население, медицина несознательно нарушает основной принцип — «не навреди».

И теперь, когда я слышу от педиатров, что вакцины «тренируют» иммунитет, что они защищают от инфекционных заболеваний, что вакцины безопасны, мне становится грустно и тревожно, потому что цена таким убогим «объяснялкам» — детское здоровье и детские жизни. КОГДА МНЕ ОТКРЫЛАСЬ ОБОРОТНАЯ СТОРОНА ВАКЦИНАЦИИ, КОТОРУЮ НЕ АФИШИРУЮТ И НЕ ПРЕПОДНОСЯТ В ИНСТИТУТЕ, МНЕ СТАЛО СТРАШНО И СТЫДНО. Страшно, потому что я поняла, наконец, что я сотворила со своим собственным ребенком, поняла, откуда растут «ноги» у его болячек и чем чревата такая «забота» о его здоровье. А стыдно — потому что я, будучи врачом, неся ответственность за здоровье доверенных мне детей, так бездумно и легко относилась к вакцинации, а ведь она, по словам г. Онищенко (главного санитарного врача страны) является «серьезной иммунобиологической операцией».

Тут меня мои коллеги педиатры могут упрекнуть: «Понятно, что вакцинация, это не в бирюльки играть, нужен индивидуальный подход!» Здесь все дело в степени осознания глубины проблемы. Я ведь тоже очень строго отбирала детей на вакцинацию — обязательный осмотр, термометрия, анамнез (и чтобы никто в семье не болел, не чихал!), когда нужно — анализы, словом, все, что можно сделать в условиях поликлиники… Но надо признать, что эти минимальные данные (а в условиях поликлиники они же — максимальные), ничего не говорят о состоянии иммунитета и здоровья в целом у конкретного ребенка. И не надо обманываться и обманывать родителей – ДАЖЕ РАЗВЕРНУТАЯ ИММУНОГРАММА И КОНСУЛЬТАЦИЯ ИММУНОЛОГА НЕ ЗАЩИТЯТ РЕБЕНКА ОТ ПОБОЧНОГО ДЕЙСТВИЯ ВАКЦИН, НЕ ДАДУТ ГАРАНТИЮ, ЧТО ПРИВИВКА НЕ СПРОВОЦИРУЕТ СЕРЬЕЗНОЕ АУТОИММУННОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ, ЧТО ОНА НЕ СОРВЕТ ТОНКИЕ МЕХАНИЗМЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ И У РЕБЕНКА НЕ РАЗОВЬЕТСЯ ДИАБЕТ, БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА, РАК КРОВИ ИЛИ ДРУГОЕ НЕИЗЛЕЧИМОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ 

❗

 Если бы родители на самом деле понимали, в какую рулетку они играют, то многие бы задумались.. Я поняла и задумалась.

Сейчас практически невозможно выставить диагноз «Поствакцинальное осложнение». Врач, сделавший это, подписывает себе приговор, поэтому никто не ставит такие диагнозы во избежание неприятностей. Поэтому МЫ НЕ ЗНАЕМ, СКОЛЬКО НА САМОМ ДЕЛЕ ДЕТЕЙ, ПОСТРАДАВШИХ ОТ ВАКЦИНАЦИИ, И ДУМАЕМ, ЧТО ОЧЕНЬ МАЛО (один на миллион), «пронесет» и на этот раз… Я видела ребенка, шестимесячного, с которым на третий день после вакцинации случилась клиническая смерть. Его оживили, но он будет идиотом, потому что кора головного мозга погибла. Никто из врачей «не вспомнил», что за три дня до клинической смерти ему сделали прививку АКДС.

У нас много разговоров о так называемой концепции информированного согласия на медицинское вмешательство, в частности, на вакцинацию. На самом деле — это пустой звук. Родитель, желая вакцинировать свое дитя, должен знать, что:

1. По Российскому законодательству ОН ИМЕЕТ ПРАВО НА ОТКАЗ ОТ ВАКЦИНАЦИИ (по любым соображениям, в том числе религиозным) и этот ОТКАЗ НЕ ПОВЛЕЧЕТ ЗА СОБОЙ НИКАКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ В ВИДЕ НЕПРИЕМА В ДЕТСКИЙ САД, ШКОЛУ, ИНСТИТУТ. А те граждане, который чинят таким родителям препятствия, должны иметь дела с прокуратурой.

2. Родитель должен знать, что ВАКЦИНЫ — ЭТО НЕ ЛЕКАРСТВА, ОНИ ОПАСНЫ И ГРУБО ВМЕШИВАЮТСЯ В ИММУНИТЕТ; должен знать, из чего они состоят, как испытываются и какие осложнения вакцинации существуют. Поэтому родитель должен давать письменное согласие на прививку и после того, как прочитал и понял, что в вакцинах есть мертиолят, чужеродные ДНК, что ВАКЦИНАЦИЯ МОЖЕТ СПРОВОЦИРОВАТЬ САХАРНЫЙ ДИАБЕТ, РАК, АУТОИММУННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ, ВЫЗВАТЬ СМЕРТЬ 

❗

Поэтому я стала доводить до сведения родителей факт существования закона «Об иммунопрофилактике», дающего право на отказ. Многие родители были удивлены, так как не знали, что ВАКЦИНАЦИЯ — ДЕЛО ДОБРОВОЛЬНОЕ. Они мне говорили, что не хотели прививать ребенка (или вообще, или какой-то конкретной вакциной) или хотели отложить вакцинацию, но им пригрозили, что без прививок не возьмут в сад, не дадут питание на молочной кухне и они согласились. Я стала спрашивать родителей, знают ли они о составе вакцин, о способах их производства. Ведь прежде чем дать ребенку какое-то лекарство, каждый посмотрит на его состав и возможные побочные действия. Оказывается, что никто и никогда не видел аннотации к вакцинам перед прививкой. Обычных аннотаций, в которых черным по белому написано, из чего состоят вакцины и официальные осложнения на вакцинацию (например, смерть) никто не видел.

Однажды ко мне подошла главный врач частного медицинского центра и спросила, по какому праву я даю эту информацию родителям. Я ответила, что мой долг, в первую очередь, соблюдать принцип «не навреди», и родитель должен знать как можно больше, чтобы принять осознанное решение прививать — не прививать. Хозяйка этого частного центра тоже «озаботилась» и предупредила меня, что центр работает по программе МинЗдрава, поэтому я не должна давать родителям эту информацию. Дело в том, что ВАКЦИНАЦИЯ — ЕЩЕ И ПРИБЫЛЬНЫЙ БИЗНЕС 

❗

, дозу вакцины можно оптом купить за сто рублей, а «вколоть» — за тысячу. А какой бизнесмен не любит быстрой прибыли? За мной стали следить, ограничили доступ к документации, мотивируя это «врачебной тайной», мне стало противно и я ушла.

В детскую поликлинику я пришла работать неврологом, думая, что теперь не буду связана с вакцинацией так, как была, работая педиатром в саду и в центре. Главного врача сразу предупредила, что я настороженно отношусь к вакцинации и считаю недопустимым вакцинировать детей ослабленных, недоношенных, с явными неврологическими проблемами. Главный врач со мной во многом был согласен, сказал, что всегда был против вакцинации, что знаменитая педиатр Домбровская (его учитель) резко критиковала прививки, но последняя эпидемия дифтерии поколебала его уверенность. Сказал, что меня с радостью возьмет, но будет перевоспитывать. Начались будни невролога. Неврологи очень осторожно относятся к вакцинации, особенно детей с проблемами нервной системы. Известно, что скрытая или явная патология нервной системы после вакцинации может манифестировать в виде судорожной готовности. То есть, вакцинация может провоцировать эпилепсию (описанное осложнение на вакцинацию). Я стала в сложных и сомнительных случаях давать медотводы на месяц-два от вакцинации. Родители спрашивали, а как же быть с педиатром, он настаивает на прививке. Я говорила, что РЕШАЕТЕ ВЫ, ПЕДИАТР МОЖЕТ ТОЛЬКО РЕКОМЕНДОВАТЬ ПРИВИВКУ. Говорила, что есть закон «Об иммунопрофилактике», на основании которого можно оформить отказ от вакцинации, чтобы педиатр «отстал». Зав. поликлиникой предупредила: «Наступите на горло собственной песне».

Однажды на консультации был особенно тяжелый ребенок, угрожаемый по ДЦП (на самом деле-то уже с ДЦП, но такой диагноз ему поставят после года), я запретила делать ему вакцинацию, потому что на ее фоне ДЦП резко прогрессирует. Меня не послушали, тогда я сказала главному врачу, что снимаю с себя ответственность за таких пациентов. Ну что, в самом деле, за игры?! Невролог, понимая всю тяжесть поражения нервной системы и неблагоприятный прогноз, дает медотвод, а педиатр отмахивается от него, как от назойливой мухи, и делает прививку… В общем, перевоспитать меня не удалось и меня уволили.

Педиатры в поликлинике на прием тратят по пять- десять минут (чтобы больше заработать по ОМС), поэтому ПЕДИАТР — ЭТО РАБОТНИК КОНВЕЙЕРА, ПОДУМАТЬ ЕМУ НЕКОГДА. Основная его функция — вакцинировать детей, так как другие проблемы будут решать узкие специалисты, или он сам с помощью калполов, кларитинов, флемоксинов. Перед прививкой осмотр осуществляется «на глазок». После прививки не отслеживается состояние ребенка, поэтому педиатр не связывает ухудшение здоровья ребенка с недавно сделанной прививкой. Неврологи находятся не в лучшем положении — тот, кто задумывается о последствиях вакцинации для конкретного ребенка, дает медотвод, но вопрос о вакцинации решает педиатр, с которого «снимают стружку за недоохваты» прививками. Поэтому невролог получает на следующем приеме еще бОльшую проблему в состоянии здоровья ребенка, но решение о следующей прививке — опять за педиатром.

РАЗОРВАТЬ ЭТОТ ПОРОЧНЫЙ КРУГ МОГУТ ТОЛЬКО РОДИТЕЛИ, которые понимают, что вакцинация — «это сложнейшая иммунобиологическая операция» и не дадут разрешение вакцинировать своего ребенка, если считают, что надо подождать или, что прививки вредны и они ОТКАЗЫВАЮТСЯ делать их сознательно. У меня есть под наблюдением здоровые непривитые дети — это СОВСЕМ ДРУГИЕ дети…

Начать с себя любимого
Начать с себя любимого

Характер человека, его отношение к самому себе, к людям и труду формируется, прежде всего, под влиянием близких. Да и гены в наших детях от папы и от мамы. А отца и мать своему ребенку мы сами выбираем. Поэтому я всегда говорю пациентам: «Если хотите увидеть причину своих несчастий — подойдите к зеркалу». Но честно взглянуть и оценить себя трудно. Например, одна мама говорит мне: «Я воспитываю сына так, чтобы он вырос счастливым, успешным, трудолюбивым, уверенным в себе — в общем, настоящим мужчиной!» «А Вы сами счастливы?» — «Нет». — «Успешны? Уверены в себе?» — «Нет» В довершении всего выяснилось, что живет она с алкоголиком. Женщина, как ломовая лошадь, впряглась в семейную «телегу», на которой сидят безработный, вечно пьяный муж и дети, берущие с него пример, тащит её одна, в мечтах о прекрасном будущем.

Женщина не понимает, что ни к какому светлому «раю» ей не добраться. Если она заболеет, члены семьи вместо сочувствия, образно говоря, будут стегать её кнутом — нечего простаивать, двигай дальше! Самое страшное в этой ситуации, что несчастная и не хочет иной жизни — ведь тогда у неё пропадет ощущение своей значимости. В душе, представьте себе, она гордится своими героическими страданиями, ей сочувствуют такие же загнанные жизнью подруги. И вот, такая женщина, частенько страдающая от депрессии, скандалов, а то и мужниных кулаков, уверена, что научит детей быть счастливыми и успешными.

Но слова учат только в том случае, когда перед глазами у них есть достойный пример. Вечно раздраженная мать, в роли кухарки и посудомойки, и папа, валяющийся с пивом на диване или осыпающий жену упреками, авторитетами для ребенка быть не могут. Где такие дети находят себе авторитетов? На улице. И это не всегда самые достойные люди.

Характер формируется к 5-7 годам, дальше происходит его шлифовка, заострение одних качеств и притупление других. После 5-7 лет можно изменить только одного человека на свете. Отгадайте кого? Себя. Но наши дети менять себя не спешат, нотации родителей, учителей влетают в одно ухо, а вылетают из другого. Ведь от слабой учебы еды на их тарелке не становиться меньше, джинсы или платье, компьютер, сотовый телефон, золотые украшения, купленные родителями, не испаряются.

Человек, как правило, начинает задумываться о своём поведении только тогда, когда его наказывает жизнь, а не мама с папой. Мы же стараемся оберегать своих детишек от любых трудностей, делая за них сначала школьные задания, потом — «отмазывая» от армии или выгодно пристраивая замуж, ищем для них престижную работу. Но всё это не делает их счастливыми.

Учат не слова, а пример. Смешно говорить сыну или дочери о вреде курения с сигаретой в зубах или о пользе занятий спортом, когда ваш лучший друг — телевизор. Начните с себя. Перестаньте быть для детей тираном или слугой. Тиранов ненавидят, слуг — презирают. Перестаньте ныть, ругать судьбу и окружающих. И ваш ребенок вырастет жизнерадостным. Если вам интереснее часами болтать с подругами, чем проводить время с детьми, то не удивляйтесь, что вашим детям интереснее быть в виртуальном мире интернета, чем с вами. Дети должны видеть, как родители обнимают и целуют друг друга, а не кидаются тарелками, проклиная день знакомства. В общем, если хочешь счастья своему ребенку, стань счастливым сам, а он тебя скопирует.

Автор: Сергей Левит

В чем виноваты родители?
В чем виноваты родители?

«В чем виноваты родители?»

Почему 20-летний человек лежит на диване и ничего не хочет? Чем мы платим за безопасность подростков? О том, как устроено современное родительство и как изменились детско-родительские отношения в последние годы — лекция «Родительство как невроз» психолога Людмилы Петрановской.

Людмила Петрановская (расшифровка прямой речи):

«Название моей лекции вызывает у многих понимающие улыбки. Что при взгляде на современных родителей наводит на мысли о зависимости или созависимости? Я вспоминаю, как водила дочь заниматься танцами в дом творчества нашего района. В холле другие родители тоже ждали своих детей: кто-то листал журнал, кто-то болтал в чате, кто-то работал на ноутбуке. Но родителей, которые привели детей на подготовку к школе, было видно сразу. Они сидели на краешке стула с прямой спиной и смотрели на дверь, за которой шли занятия. Когда выходил преподаватель, они окружали его и спрашивали: «Ну как? Как там мой?»

Безусловно, такое поведение можно описать как невротическое. Это явно измененное состояние сознания, когда каким-то объективно не очень значимым вещам придается сверхценность. Родители даже в каком-то смысле теряют самоконтроль, переживая из-за этого. Давайте посмотрим, как это получается. Чем это похоже на отношения созависимости?

Ребенок как Проект

Современные родители находятся под сильнейшим прессингом, социальным и культурным. Это связано с тем, что наша цивилизация в последние десятилетия проживает грандиозное событие — переход к малодетности. Причина прежде всего в урбанизации и повышении уровня жизни. Ситуация изменилась за последние сто лет, на протяжении жизни двух-трех поколений. За это время появилась контрацепция. Теперь есть возможность планировать рождение ребенка, откладывать появление детей.

«Рожай сколько получится, кто-нибудь да уцелеет», — так думали раньше. Сейчас концепция радикально изменилась: детей рождается мало, но ожидается, что все они выживут. И мы ждем, что наши дети будут теми, кто подаст нам стакан воды в старости (или оплатит услуги робота, который это сделает). Изменилось и общее отношение к ребенку — он перестал быть венчурным проектом и стал Проектом с большой буквы. К рождению ребенка готовятся, стараются максимально вкладываться в него и получить максимальную отдачу.

Не все осознают, насколько это глобальный поворот, как сильно изменилось положение детей в мире и отношение к ним. Если сто лет назад дети воспринимались как уменьшенные взрослые, которые то ли вырастут, то ли нет, то сейчас ребенок — влиятельная фигура, даже на уровне экономики. Появилась индустрия, связанная с обслуживанием детства. Реклама транслирует идею о том, что ребенку нужно много всего особенного. И если ты хороший родитель, то беги покупать ортопедическую обувь, развивающие игры и оформлять детскую в цветах сезона.

Во всем виноваты родители

Надо сказать, что мои коллеги, психологи, тоже приложили руку к созданию родительского невроза. В начале ХХ века люди вдруг поняли, как велико влияние детского опыта на жизнь человека. И, как это часто бывает с подобными озарениями, любые факты и наблюдения из жизни стали подверстываться под эту теорию. В чем только не обвиняли родителей, чего только они не создали своими руками — и аутизм, и гомосексуальность, и астму…

Наверное, нет ни одной особенности у детей, по поводу которой не существует внешне убедительной и стройной теории (подтвержденной целыми тремя клиентскими случаями у ее автора), которая выводит проблему из отношений с родителями. А родители сейчас пошли образованные. Они тоже все эти теории изучают. И естественно, все это приводит к сильнейшей невротизации. Люди живут в ощущении, что каждое их слово, каждый взгляд, действие оказывает радикальное влияние на ребенка.

При этом сплошь и рядом бывает, что люди игнорируют реальные проблемы детей. Недавно после выступления ко мне подошли родители с ребенком. Замечательные молодые мама и папа с ребенком лет трех. Хоть я и не врач, но было видно, что с этим ребенком неплохо бы дойти до психоневролога. А родителей очень расстраивало, что «ребенок не демонстрирует поведение следования» — не ищет родителей, за ним надо следить, иначе он убегает. Эти родители считали, что причина в том, что мама уезжала на две недели и это так повлияло на ребенка… Но когда у ребенка сложности с удержанием внимания, то естественно, что ему не дается поведение следования. Просто потому что он не может вычленить маму из остальных людей и удержать свое внимание на ней. У него эта функция по каким-то причинам запаздывает с формированием. А мама обвиняет себя.

Объяснение любой зависимости только тем, что к ней подталкивает семья, мне кажется преувеличением. Получается, что родители виноваты во всем и всегда — не так посмотрели, не так воспитывали. Причем никого не смущает, что через запятую идет: много хвалили, совсем не хвалили, близко общались, мало общались, много обнимали, совсем не обнимали, мама была доминантной, папа был доминантным, был папа, не было папы — куда ни плюнь, получается, что виноваты родители.

А с точки зрения теории привязанности важно, чтобы взрослый был доминантной заботливой особью, уверенной в себе, справляющейся с жизнью, не трясущейся, как осиновый лист на ветру, раздумывая, что он сделал не так.

Ко мне приходили молодые мамы в тяжелейшем состоянии с далеко зашедшим неврозом. Я отправляла их к специалистам, которые выписывают таблетки. Они дошли до ручки именно от постоянной рефлексии своих отношений с ребенком. Бывало, что мама начинала плакать при виде своего ребенка, даже при мысли о нем. А представьте, каково ребенку, когда мать постоянно всматривается в него — как он, достаточно ли он счастлив?

Почему он ничего не хочет

Чем большую ценность для родителей представляет родительство, тем сильнее разочарование, если что-то пошло не так. Представьте, мама отказалась от своей работы, реализации, полностью посвятила себя ребенку, а выросло «не то». Мало того, что она дала ребенку его жизнь, так она ему еще и свою всучила, хотя он не просил. И ребенок стоит с этой корзиной, в которую сложены все семейные яйца — мамины, папины, бабушкины. И я вполне понимаю, если единственное, что ему хочется сделать в этом случае, — шваркнуть всю эту корзину об пол. Это — созависимость. «Яжемать» говорит, что надо жить жизнью ребенка, не отдавая себе отчета в том, насколько по-каннибальски это звучит.

Я хочу обратить внимание на цену вопроса для ребенка. В 18-20 лет у человека должен быть старт жизни, он должен радоваться новым возможностям, отношениям с друзьями, приобретенной независимости. Но в реальности мы можем увидеть молодого человека, который лежит на диване в субдеперессивном состоянии и ничего не хочет. Потому что за него уже все отхотели, все распланировали, в него было вложено такое количество инициативы, что он не хочет уже ничего. Родители мечутся, как тигры в клетке, рядом с его дверью, не зная, как его вернуть в жизнь. Хорошо, если удается убедить родителей заняться своей жизнью, отстать от ребенка. Но некоторых родителей вообще никак не убедишь. Они продолжают крутиться вокруг ребенка, как планета вокруг звезды.

Нынешние родители — недолюбленные дети

Почему для нынешнего поколения родительство стало сверхценностью? Почему сейчас часто ударяются в родительский перфекционизм и созависимость? Дело в том, что многие родители сегодняшних подростков — дети тех, чьи ранние годы пришлись на достаточно тяжелые годы страны. Недолюбленные, заброшенные, росшие на пятидневке, на улице. Их родители приходили после тяжелого рабочего дня домой полумертвыми. Неудивительно, что многие из этих выросших детей в детстве и застряли, потому что недополучили защиты и заботы. Потом они выросли, создали семьи (очень часто неуспешные, распавшиеся или весьма далекие от гармонии и взаимной поддержки) и родили своего ребенка. Наконец-то в их распоряжении появился человек, который их никогда не оставит и не разлюбит, который удовлетворит их детские потребности.

«Как сделать маму счастливой?»

Для родителей нынешних детей отношения с собственными родителями — больная тема. Бывает, что люди, которым около 50, на психологической группе спрашивают: «Как сделать, чтобы не просыпаться и не засыпать с мыслью о маме?», «Как мне маму сделать счастливой?», «Как сделать, чтобы меня не вышибало на целый день от того, как мама со мной поговорила?». Выросло целое поколение людей, которые отвечают за своих родителей, привыкли к этому и не могут отключиться. И только к 50 годам до них доходит странность этого: «Чего это я все про маму да про маму?». Они выросли в созависимых отношениях.

Ребенок должен получить что-то от родителей и, наполнившись, как спелое яблоко, отделиться от родительской ветки, уйти в собственную жизнь.

А созависимые отношения не предполагали сепарации. Родительскую роль дети вынуждены были брать на себя в раннем детстве, выросли в ощущении, что отношения — не для сепарации, а для того, чтобы быть вместе всегда. Главная установка тут: «Ты достоин быть в отношениях, только пока ты угадываешь и удовлетворяешь потребности другого».

Представьте себе человека, который стал родителем с такими установками. Они не могут и помыслить, что ребенок может что-то сделать сам. Они готовы жить жизнью ребенка, жертвовать собой. И делают это хорошо! Предыдущее поколение тоже любило поговорить о том, как много они делают для детей и скольким для них пожертвовали. Но реально жертвовать они не могли — не обладали для этого ресурсом. Когда поколение нынешних бабушек выступает под лозунгом самопожертвования и стремится что-то сделать для детей, оно часто делает это неловко, грубо, навязчиво. И в этой ситуации у детей есть шанс: «Мама, хватит! Ваш двадцатый пирожок перекрыл мне дыхательное горло». Когда человек осуществляет свою заботу и опеку грубо, есть шанс рассердиться и отсоединиться.

А сейчас родители не лыком шиты. Они проявляют заботу тонко. Они понимающие, психологические книжки читали, активное слушанье освоили. Ни в какой момент не возникает протеста — понимание, тепло и поддержка. Но дети сходят с ума! Потому что когда за тобой бегают с ремнем, у тебя есть явные основания сказать: «Что это вообще?» Соврать, нахамить — уйти из дома, это тоже формы сепарации. А что делать, когда все идеально и маменька — чистый ангел?

Взрослым нужна поддержка

Что же нам делать с родительским неврозом? Мне кажется, что современным родителям очень важно укреплять свою субъектность, понимание своей ценности. Надо, чтобы они перестали жить ради детей, начали жить свою жизнь. Когда это удается, люди неплохо восстанавливаются. Человек — сам себе хозяин и распоряжается своей жизнью, сам делает выбор. В каком-то смысле субъектность, наверное, даже большая ценность, чем жизнь.

Когда ребенок переживает подростковый возраст, у родителя всегда возникает ощущение потери. Он утрачивает свою роль. Раньше он мог все, мог поцелуями отвести любую беду, всегда мог утешить, решить любую проблему, всегда мог придумать что-то, мог купить мороженое, в конце концов. И вдруг обнаруживается, что он больше не маг и волшебник, а ребенок заперся в комнате и рыдает от несчастной любви — ты бессилен. Мороженое и поцелуи больше не помогают. Это кризис, который переживает каждый родитель.

У родителей, которые изначально понимали, что когда-нибудь их ребенок вырастет, к этому более философское отношение. А для родителей, которые думают, что хорошие отношения — значит неразрывные, сепарация становится неприятной новостью. Когда они заводят детей, у них и мысли нет о том, что ребенок от них куда-то денется. И подростковый возраст ребенка в таких семьях переживается очень тяжело.

Если вся идентичность человека нанизана на родительство, то в период взросления детей ему придется фактически восстанавливать ее заново.

Очень часто для людей родительство настолько высоко расположено во внутренней иерархии, что все остальное кажется неважным по сравнению с ним. И тогда картина мира требует пересмотра. Человеку нужно заново все пересмотреть. Вернуть себе свою жизнь, а ребенку — его жизнь».

Людмила Петрановская, из лекции от 11.02.2018
/Лекция «Родительство как невроз» прочитана на Международной практической конференции «Вызовы современности: психология зависимости»/

В чем заключается роль психолога.
В чем заключается роль психолога.


Роль психолога – посредничество

Приходит посетитель к психологу.
— У меня так все плохо, так тошно, жить не хочется….
— Сейчас мы постараемся эту ситуацию исправить. Сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза, слушайте меня внимательно и повторяйте: «У меня все хорошо. Я самый счастливый человек. Я себя отлично чувствую»…
Посетитель открывает глаза и говорит:
— Я рад за вас…

Роль психолога заключается не в воспитании (это роль педагога), не в принятии исповеди (это роль священнослужителя) и даже не в эмоциональной поддержке (это роль друга), а в том, чтобы помочь человеку испытывающему трудности в повседневной жизни, деятельности, общении и т. д. Психолог – это, в первую очередь, помощник. Роль помощника, как и суть помощи — это, говоря строгим языком, посредничество. Психолог – это посредник между конкретной психологической проблемой конкретного человека и теорией и практикой решения сходных проблем. Психологическая консультация — это акт посредничества, это совместное действие, это сотворчество. Ведущим в таком сотворчестве является психолог – непосредственный носитель знаний и опыта в сфере психологии. Именно в сотворчестве, в совместном действии, в посредническом акте заключена тайна оказания психологической помощи.

Психика человека, согласно работам Л. С. Выготского, находится одновременно в двух состояниях — застывшем и подвижном. Образно выражаясь, что-то в ней уже оформилось, устоялось, отвердело. А другая часть, напротив, только еще ищет свою форму отливки, еще «течет и меняется». Устоявшееся состояние называется актуальным, подвижное состояние представляет собой зону ближайшего развития — область несозревших, но созревающих психических процессов. Эта зона характеризуется содержанием таких задач, которые человек самостоятельно еще не может решить, но может решить с помощью психолога (в совместной деятельности). В результате такой совместной деятельности человек в дальнейшем способен самостоятельно решать аналогичные задачи.

Функция психолога — повивальное искусство

У мудреца спросили, что на свете самое трудное? – «Познать самого себя». Что самое легкое? – «Советовать другому»

Основное свойство зоны ближайшего развития – совместная деятельность, ее «диалогичность»: посетитель и психолог включены в процесс сотрудничества, который предполагает совместное решение возникшей проблемы. Таким образом, проблема решается в ситуации сотрудничества, в процессе диалога. Одним из методов ведения такого диалога является майевтика. Майевтика — метод Сократа (греч. Μαιευτική — букв. — повивальное искусство) позволяющий, с помощью искусных наводящих вопросов, извлекать скрытое в человеке знание. За таким диалогом всегда стоит серьезная цель — добиться эффекта благотворного потрясения слушателя. Такое потрясение является квинтэссенцией работы психолога, поворотной точкой, началом решения возникшей проблемы. Человек счастлив тогда, когда его психика упорядочена и добродетельна. Если кто-то испытывает жизненные трудности, то это значит, что он просто не знает того, как следует поступать правильно. Точно так же, нельзя и любить по-настоящему, не осознавая, что же такое любовь и что должно выступать истинным мотивом влечения.

В работе психолога функция «выдачи советов» не предусмотрена. Ее не должно быть ни в коем случае. Главная цель работы психолога – помочь посетителю научиться принимать решения самостоятельно. Главное для психолога – объективно выслушать рассказ посетителя, помочь ему, с помощью вопросов, увидеть и другие всевозможные стороны решаемой проблемы. Далее – необходимо помочь посетителю разобраться в причинах, которые породили обсуждаемую проблему, и затем – выявить те закономерности, которые дадут возможность посетителю взглянуть на себя по-новому, что и поможет ему справиться с возникшими затруднениями. Совместная деятельность с психологом, в процессе консультации, дает посетителю начальный импульс для самостоятельной работы по преодолению возникших затруднений.

Психодиагностика – ключ к психологическому портрету личности

На вечеринке девочка лет шести подходит ко всем гостям с листком бумаги, на котором нарисована какая-то каляка-маляка:
— Что это такое?
Первый гость:
— Ну, это, наверное, лошадка, да? Вот грива, вот хвостик.
К следующему:
— Что это такое?
Второй гость:
— Это цветочек. Вот лепесточки, а вот и стебелек, да?
Тот же вопрос третьему.
— Да это же бабочка. Ах, какая красивая. Только вот у нее одно крылышко немножко кривое получилось…
Девочка всех обошла, потом поворачивается и громко:
— Да нет же. Это – тест Роршаха!

Психодиагностика — отрасль психологии, позволяющая оценить и измерить индивидуально-психологические особенности личности. Главная цель современной психодиагностики — определение того, как эффективнее всего использовать грани человеческого характера. В каждом человеке обнаруживается сложнейшее переплетение множества черт характера, врожденных и приобретенных способностей. Построение психологического портрета личности является одним из самых важных и самых сложных вопросов в работе психолога. От его успешного решения зависит качество психологического консультирования.

В результате проведенной психодиагностики составляется психологический портрет личности, включающий следующие показатели:

— тип темперамента;
— характер;
— основные способности;
— направленность личности;
— интеллектуальный потенциал;
— уровень эмоциональности;
— уровень волевых качеств;
— умение общаться;
— уровень самооценки;
— уровень самоконтроля;
— способность к построению отношений.

Психодиагностика позволяет определить слабые и сильные стороны характера человека. Знание слабых и сильных сторон характера человека совершенно необходимо как для работы психолога, так и для самого человека. Сильные стороны характера дают возможность человеку уверенно стоять на ногах, принимать такой жизнь, как она есть, на инстинктивном, интуитивном, уровне. Знание слабых сторон характера дает возможность избежать неоправданных шагов, осложнений на работе и в семье, при построении отношений и воспитании детей. В то же время слабые стороны характера служат стимулом для развития человека. «Слабые» черты характера – это точки роста.

Человек вправе играть гораздо более активную роль в организации своей собственной жизни. Обязанность психолога — помочь ему в этом. Но помощь не может инициироваться «помощником», а только «носителем потребности» о необходимой помощи. Ответ не может быть раньше вопроса.

Человек не достигает счастья не потому, что он его не хочет, а потому, что не знает, в чем оно состоит.
Сократ

Нарушение звукопроизношения.
Нарушение звукопроизношения.

Нарушения звукопроизношения

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что произносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых.

В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.

Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопится, не » съедать » слогов и окончаний слов.

Совершенно неуместна » подделка » под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно ( «смори» — «смотри» , «не бежи» — «не беги», «ваще» — «вообще» ).

Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова.

Обязанность взрослых — приучить малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.

Часто детей побуждают заучивать слишком трудные для их произносительных возможностей стихотворения. В результате перегрузки физиологических механизмов речи возрастные неправильности произношения закрепляются и даже приумножаются.

При правильном воспитании все возрастные неправильности произношения звуков исчезают у детей к 4 — 5 годам. Если процесс становления правильного произношения затянулся, родителям необходимо показать своего ребенка логопеду.

Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Прежде всего это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность фонематического слуха, т.е. способности воспринимать и дифференцировать все звуки речи (фонемы).

Наиболее типичными несовершенствами звукопроизношения являются следующие:

а) у детей младшего дошкольного возраста

—        смягченность речи  («лезецька» — «ложечка», «сюмоцька» — «сумочка» )

—        замена шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ свистящими («сюба» — «шуба» «сяпка» — «шапка» )

—        звуки Р , Л не произносятся, замена их другими («юка», «люка» —

рука ), («вампа», «ямпа» — лампа).

—        замена заднеязычных звуков переднеязычными К — Т, Г — Д, («торова» — «корова», «дулять» — «гулять» )

—        оглушение звонких звуков («шук» — «жук» )

Произнесение слов в этом возрасте тоже имеет особенности. Маленький ребенок один и тот же звук в одном сочетании произносит, а в другом искажает, либо совсем пропускает. Например, легко произносит звук Р в сочетании с гласными звуками ( рука, роза ), и не выговаривает в сочетании с согласными («тамвай» — трамвай, «клыша» — крыша). В русском языке малышам с трудом дается произношение 2-3-х рядом стоящих согласных звуков, и, как правило, один из этих звуков или пропускается, или искажается, хотя изолированно ребенок эти звуки произносит правильно. Часто в слове один звук, более трудный, заменяется другим, имеющимся в этом же слове («мумага» — бумага, «форааппарат» — фотоаппарат). Очень часто дети делают перестановку звуков и слогов в словах («аплесин» — апельсин, «клювка» — клюква ).

б)  произношение у детей среднего дошкольного возраста :

—        в речи исчезает смягчение, оно наблюдается лишь у немногих;

—        появляются шипящие звуки Ш, Ж, Ч, но произношение их неустойчиво. Дети произносят звуки то правильно, то неправильно («сейчас» — «сейцас», «зук зуззит» );

—        у некоторых детей наблюдается непомерное частое использование звуков Р, Ш, Ж, когда они переходят к правильному произношению этих звуков («горубой» — голубой, «родка» — лодка, «шад» — сад, «жонтик» — зонтик );

—        большинство детей произносят звук Р, но он недостаточно автоматизирован в речи. Пропускается звук Р в словах редко, чаще он заменяется другими звуками Л, ЛЬ, И;

—         словопроизношение детей в 4-5 лет становится чище, реже встречаются перестановки и уподобление звуков, слогов, почти исчезают сокращения слов.

в) произношение у старших дошкольников.

Большинство детей старшего дошкольного возраста говорят правильно, но все же у некоторых встречается нечистая речь ( 15 — 20 % ). Речевые недостатки выражаются в следующем:

—         искажены шипящие звуки III, Ж, Ч, а также Ф и Л.

Здесь нет неустойчивости, характерной для детей среднего дошкольного возраста. Дети заменяют один звук другим. Картавость, шепелявость становятся привычными.

—         Встречаются более серьезные отклонения: заикание, сложная дислалия.

—         Неправильная расстановка ударений, «проглатывание» окончаний слов.

—         Небрежность в словопроизношении («яблуко», «мине», «фатить» )

Чем же объяснить, что некоторые дети 5-6 лет страдают недостатками звукопроизношения ?

Речь — это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих — ребенок учится на примере родителей, воспитателей и друзей.

Серьезное значение имеют психологические особенности ребенка: он должен четко воспринимать слова и звуки, запомнить их и точно воспроизвести.

Хорошее состояние слуха, умение внимательно слушать имеют решающее значение. Дети с ослабленным слухом (тугоухие) часто являются и косноязычными. Рассеянные, невнимательные дети также совершают ошибки в звуко- и  словопроизношении. Для того, чтобы правильно воспроизвести услышанное, у ребенка должен быть хорошо развит речевой аппарат, он должен четко действовать.

У большинства детей звукопроизношение к 4-5 годам достигает языковой нормы. Однако в силу индивидуальных, социальных, патологических особенностей развития у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта, называемого дислалией.

Такие нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном их произношении, заменах одних звуков другими, смешении звуков ,и, реже- их пропусками. В зависимости от причин, обуславливающих дефект звукопроизношения, выделяют две основные формы дислалии : функциональную и механическую (органическую). Когда нет органических нарушений, говорят о функциональной дислалии. При отклонении в строении периферического аппарата (зубов, челюстей, языка, неба) говорят о механической (органической) дислалии.

Причины механической дислалии :

1. Укороченная подъязычная уздечка. При этом затруднены движения языка. Бывает язык слишком большой, неповоротливый, или наоборот, слишком узкий, маленький, что затрудняет правильное произношение ( артикуляцию ).

2. Дефекты строения челюстей и зубов.

—         Верхняя челюсть сильно выступает над нижней.

—         Нижняя челюсть выступает вперед.

—         Между зубами верхней и нижней челюсти при их смыкании остается промежуток.

—         Большие расщелины между зубами. Исправление дефектов челюстей и зубов следует проводить в стоматологических кабинетах. Наилучший возраст для этого от 5 до 6 лет.

—         Неправильное строение неба. Узкое, слишком высокое (готическое) небо, или, наоборот, низкое, плоское.

—         Укороченная уздечка верхней губы.

—        Расщепление твердого неба, губы. Причинами функциональной дислалии являются :

—         Неправильное воспитание ребенка в семье.

Иногда взрослые, подражая детскому лепету, долго «сюсюкают» с ребенком, что задерживает правильное звукопроизношение.

Дислалия возникает и вследствие подражания ребенком неправильному звукопроизношению взрослых. Особенно плохо, когда в семье есть косноязычные.

—         Педагогическая запущенность, когда взрослые уделяют мало внимания воспитанию, не следят за речью ребенка.

—         Снижение слуха. У тугоухих детей трудности в различении свистящих и шипящих звуков ( ш — с, ж — 3 ), звонких и глухих согласных ( д — т, б — п).

—         Умственная отсталость ребенка.

Здоровая и счастливая жизнь ваших детей в ваших руках!!!

Помоги своему ребенку сам!

Задержка речевого развития.
Задержка речевого развития.

Задержка речевого развития – это более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми младше 3-х лет. Задержка речевого развития характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам. Дети с задержкой речевого развития нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, психолога; при необходимости – проведении медицинского обследования. Коррекционная работа при задержке речевого развития должна включать психолого-педагогическую и медицинскую помощь.
Задержка речевого развития (ЗРР) – понятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза. Логопедическое заключение «задержка речевого развития» правомерно в отношении детей младше 3-4-х лет. Темповое отставание касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи. Задержка речевого развития встречается у 3–10% детей; у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.

Задержка речевого развития негативно отражается на развитии психических процессов, поэтому ЗРР и ЗПР  часто наблюдается у детей параллельно и обозначается в литературе как задержка психо-речевого развития (ЗПРР). Задержка речевого развития является медико-педагогической проблемой, затрагивающей аспекты детской педиатрии, детской неврологии ,логопедии детской психологии.

Причины ЗРР

Органические причины

Задержка речевого развития может вызываться причинами биологического и социального порядка. Примерно в трети случаев причины задержки речевого развития так и остаются невыясненными. Биологические факторы:

  1. Минимальная мозговая дисфункция. Обусловлена перинатальным поражением головного мозга (перинатальной энцефалопатией). В анамнезе детей с задержкой речевого развития, как правило, прослеживаются внутриутробная гипоксия и асфиксия в родахродовые травмывнутриутробные инфекциинедоношенность или переношенность.
  2. Заболевания раннего возрастаЧМТгипотрофия, неонатальные менингиты и энцефалиты, частые или длительные заболевания, ослабляющие ребенка, поствакцинальные осложнения.
  3. Тугоухость у ребенка. Известно, что становление и развитие речевой функции происходит при непосредственном участии слухового анализатора, т. е. с опорой на услышанную ребенком информацию, поэтому нарушения слуха также могут вызывать задержку речевого развития.
  4. Наследственные факторы. Иногда более медленные темпы созревания нервной системы носят генетически детерминированный характер: если один из родителей поздно заговорил, вполне вероятно, что у ребенка также будет наблюдаться задержка речевого развития.

Социальные причины

Социально-педагогические предпосылки задержки речевого развития чаще всего кроются в неблагоприятной микросоциальной среде, приводящей к дефициту речевых контактов: невостребованности речи (неразвитости культуры общения в семье), «синдроме госпитализма» у часто болеющих детейпедагогической запущенности. Отрицательное влияние на темпы развития речи ребенка может оказывать билингвизм, неблагоприятная речевая среда, эмоциональные стрессы.

С другой стороны, тормозящее влияние на формирование речевой функции ребенка может оказывать не только психосоциальная депривация, но и гиперопека: в этих условиях речевое общение также остается невостребованным, поскольку окружающие взрослые предупреждают все желания ребенка, не стимулируя его самостоятельную речевую активность.

Крайне вредным для ребенка раннего возраста является нахождение в чрезмерно информированной среде, где он сталкивается с избыточным потоком информации, которая к тому же не соответствует возрасту малыша. В этом случае ребенок привыкает не прислушиваться к речи и не осмысливать значение слов; произносит длинные, шаблонные фразы, не имеющие отношения к развитию истинной речи.
Задержка речевого развития – это более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми младше 3-х лет. Задержка речевого развития характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам. Дети с задержкой речевого развития нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, психолога; при необходимости – проведении медицинского обследования. Коррекционная работа при задержке речевого развития должна включать психолого-педагогическую и медицинскую помощь.

Общие сведения

Задержка речевого развития (ЗРР) – понятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза. Логопедическое заключение «задержка речевого развития» правомерно в отношении детей младше 3-4-х лет. Темповое отставание касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи. Задержка речевого развития встречается у 3–10% детей; у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.

Задержка речевого развития негативно отражается на развитии психических процессов, поэтому ЗРР и ЗПР часто наблюдается у детей параллельно и обозначается в литературе как задержка психо-речевого развития (ЗПРР). Задержка речевого развития является медико-педагогической проблемой, затрагивающей аспекты педиатрии, детской неврологии, логопедии  и детской психологии.

Развитие речи в норме

Для правильного понимания того, какие признаки свидетельствуют о задержке речевого развития, необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста.

Появление ребенка на свет знаменуется криком, являющимся первой речевой реакцией младенца. Крик ребенка реализуется посредством участия голосового, артикуляционного и дыхательного отделов речевого аппарата. Время появления крика (в норме на первой минуте), его громкость и звучание могут многое сказать специалисту-неонатологу о состоянии новорожденного. Первый год жизни – это подготовительный (предречевой) период, в течение которого ребенок проходит этапы:

  • гуления (с 1,5-2 мес.);
  • лепета (с 4-5 мес.);
  • лепетных слов (с 7-8,5 мес.);
  • первых слов (в 9-10 мес. у девочек, 11-12 мес. у мальчиков).

В норме в 1 год в активном словаре ребенка имеется примерно 10 слов, состоящих из повторяющихся открытых слогов (ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя и т.д.); в пассивном словаре — около 200 слов (обычно названия повседневных предметов и действий). До определенного времени пассивный словарь (количество слов, значение которых ребенок понимает) намного превышает активный словарь (число произносимых слов).

Примерно в 1,6 – 1,8 мес. начинается так называемый «лексический взрыв», когда слова из пассивного словаря ребенка резко вливаются в активный словарный запас. У некоторых детей период пассивной речи может затягиваться до 2-х лет, однако в целом их речевое и психическое развитие протекает нормально. Переход к активной речи у таких детей нередко происходит внезапно и вскоре они не только догоняют рано заговоривших сверстников, но и перегоняют их в речевом развитии.

Исследователи полагают, что переход к фразовой речи возможен, когда в активном словаре ребенка имеется не менее 40–60 слов. Поэтому к 2 годам в речи ребенка появляются простые двухсловные предложения, а активный словарь вырастает до 50-100 слов. К 2,5 годам ребенок начинает строить развернутые предложения из 3-4 слов.

В период с 3-х до 4-х лет ребенок усваивает некоторые грамматические формы, говорит предложениями, объединенными по смыслу (формируется связная речь); активно использует местоимения, прилагательные, наречия; овладевает грамматическими категориями (изменением слов по числам и родам). Словарный запас возрастает от 500-800 слов в 3 года до 1000-1500 слов в 4 года.

Специалисты допускают отклонение нормативных рамок в сроках речевого развития на 2-3 месяца у девочек, и на 4-5 месяцев у мальчиков. Правильно оценить, является ли запаздывание сроков появления активной речи задержкой речевого развития или индивидуальной особенностью, может только специалист (педиатр, детский невролог, логопед), имеющий возможность наблюдать ребенка в динамике.

Симптомы ЗРР

Признаками задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза могут являться:

  • аномальное протекание доречевого периода (малая активность гуления и лепета, беззвучность, однотипные вокализации)
  • отсутствие реакции на звук, речь у ребенка в возрасте 1 года;
  • неактивные попытки повторения чужих слов (эхолалии) у ребенка в возрасте 1,5 лет;
  • невозможность в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание (действие, показ и т. д.);
  • отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет;
  • неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет;
  • полное отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок употребляет в речи только заученные фразы из книжек, мультфильмов и пр.);
  • преимущественное использование ребенком неречевых средств коммуникации (мимики, жестов) и др.

Диагностика

Ребенок с задержкой речевого развития должен быть проконсультирован группой специалистов, включающей педиатра, детского невролога, детского отоларинголога, детского психиатра, логопеда, детского психолога. Задачей педиатра на этапе обследования служит оценка соматического статуса, предварительное определение возможных причин задержки речевого развития и направление ребенка к специалисту соответствующего профиля

Логопедический массаж
Логопедический массаж

В логопедии массаж используют для прямого воздействия на нужную область с целью улучшения состояния мышечного тонуса и активизации работы речевых центров при помощи особых приспособлений или пальцев. Его выполняют зондами, шпателями, зубной щеткой (выбирать нужно с мягкой щетиной).

Существуют различные виды логомассажа, чтобы использовать некоторые из них не нужно получать специальное образование. Для более серьезных разновидностей процедуры нужно окончить специальные курсы.

Логопедический массаж обычно назначают детям, имеющим сложные речевые нарушения.

К НИМ ОТНОСЯТСЯ: дизартрия; алалия; афазия; заикание; расстройства голосообразования. Назначает курс логомассажа специалист после диагностики.

КАКАЯ ОТ НЕГО ПОЛЬЗА.

Массаж является лечебной процедурой, так как воздействуя на определенные точки, влияет на работу некоторых систем организма. Логопедический массаж направлен на стимуляцию органов, участвующих в артикуляции звуков, чтобы логопед смог исправить у ребенка звукопроизношение.

Какая польза от этой процедуры детям с речевыми расстройствами? Нормализуется тонус мышц артикуляционного аппарата. Снижается влияние парезов и параличей на мимику и формирование речи. Удается преодолеть или максимально скорректировать гиперкинезии, синкинезии. Улучшается артикуляционная моторика. В создании речи принимают участие все мышцы речевого аппарата. Удается сформировать умение координировать движения артикуляционных органов.

Кроме узконаправленного воздействия, логомассаж оказывает и более обширное влияние на организм. Ведь во время процедуры задействуются нервные окончания, оказывающие влияние на работу других систем организма. Также наблюдаются следующие эффекты: Улучшается кровообращение и лимфоотток. Мышечные волокна становятся эластичнее. Воздействие на биологически активные точки благоприятно влияет на работу всего организма, а не только речевых центров коры головного мозга. Также мягкие расслабляющие движения помогают ребенку успокоиться, настроиться на релаксацию, а более энергичные приемы помогают получить заряд бодрости. Из-за большой пользы логопедический массаж является важной частью коррекционных занятий.

Логопедический массаж проводится курсами, включающих как минимум 10 занятий, иногда 15-20. Процедуры проводятся ежедневно с пос heartтепенным увеличением времени. Начинают с 2-х минут, а максимальная продолжительность сеанса подбирается в соответствии с возрастом ребенка.

в возрасте от 3-х до 5-ти – до 15 минут, а со старшими дошкольниками и школьниками – до 20 минут. Если есть необходимость, курс повторяют через 1,5-2 месяца.

Логопед или дефектолог?
Логопед или дефектолог?

КТО ЕСТЬ КТО (Логопед или Дефектолог???) «В России нет специальности логопед-дефектолог! Дорогие мамы! Хочется пояснить, кто такой дефектолог и кто такой логопед. Во-первых, в нашей стране ВУЗы никогда не готовили и не готовят логопедов-дефектологов, такой специальности нет. В узком смысле есть логопеды (учителя-логопеды) и есть дефектологи (учителя-дефектологи), специализация их отличается. В широком смысле, ВСЕ выпускники дефектологических факультетов дефектологи: и логопеды, и сурдопедагоги, и олигофренопедагоги, и тифлопедагоги. Еще раз, есть такие специалисты: логопед (дефектолог), дефектолог (олигофренопедагог), сурдопедагог (дефектолог), тифлопедагог (дефектолог). Все выпускники дефектологических факультетов имеют помимо основной специальности еще и дополнительную. Обычно в дипломе сурдо-, олиго-, тифлопедагога вписана Логопедия, как дополнительная специальность, что дает право дефектологу работать учителем-логопедом. В дипломах логопедов тоже есть такая запись, например специальный психолог (еще одно универсальное название дефектолога). Что дает право любому дефектологу работать логопедом или дефектологом в дошкольном учреждении (но не в здравоохранении). Например, логопедом-афазиологом (восстановление речи после инсульта), фонопедом (нарушения голоса) имеет право работать только логопед, закончивший отделение логопедии. Хочется спросить, так логопед или все-таки дефектолог? Либо просто можно не понять в чем суть такой формулировки, т.к. любой логопед является дефектологом. Одно дело иметь право работать по диплому логопедом, другое дело быть, являться, т.е. работать логопедом. Если дефектолог работает учителем-дефектологом, перед нами дефектолог, но никак не логопед. Логопед-дефектолог – это продукт частной практики, но не специального образования. Чаще всего так себя называют выпускники дефектологических факультетов по специальностям: сурдопедагогика, олигофренопедагогика, дошкольная дефектология и подрабатывающие логопедами (ставят звуки). Дефектолог в узком значении – это чаще всего олигофренопедагог, который работает с детьми, имеющими задержку психического развития, олигофрению (умственную отсталость), ДЦП, аутизм, а также сложную структуру дефекта (наличие нескольких дефектов в развитии одновременно). Дефектолог оказывает помощь детям и с нормальным интеллектом, имеющим нарушения в физической и психо-эмоциональной сфере, трудности обучения в школе, проводит занятия по ФЭМП, ознакомлению с окружающим и развитию речи, обучению грамоте, игре, конструированию. В последние годы учителя-дефектологи (олигофренопедагоги) занимаются практически всеми видами нарушений интеллекта – от минимальных мозговых дисфункций до глубоких форм умственной отсталости. Если у ребенка ЗПР, ЗПРР рекомендованы занятия с учителем-дефектологом. Уровень подготовки учителя-дефектолога предполагает наличие у него навыков логопедической коррекции, он владеет приемами работы по развитию речи, а также приемами коррекции звукопроизношения. Но если у ребенка с ДЦП, аутизмом, синдромом Дауна и др. нарушениями есть еще и тяжелое нарушение речи (алалия, дизартрия, заикание), коррекцией этих нарушений должен заниматься логопед. Ошибочно представление о логопеде, как о специалисте по постановке звуков. Ошибочно представление о логопеде, как о специалисте, работающем с «нормальными» детьми, в отличие от дефектолога («логопеда-дефектолога»), который работает с детьми со сложной структурой дефекта. Все нарушения речи, кроме дислалии (косноязычие), – это нарушения развития разной степени тяжести, и эти дети «не норма». Скорее всего, дефектолог обладает навыками звукопостановки, но не владеет методикой работы с алаликами и дизартриками. Логопед занимается любыми речевыми проблемами в любом возрасте (от нуля и до старости). Как при нарушениях слуха у ребенка вторично идет нарушение всех других психических функций, в том числе речи (сурдопедагог знает специфику работы по развитию речи слабослышащих детей); а при нарушениях интеллекта, идет вторичное нарушение речи, так и при тяжелых нарушениях речи, у ребенка идет вторичное нарушение психического развития. Поэтому логопед тоже работает над развитием у ребенка памяти, внимания, мышления, восприятия, произвольности, моторики и т.д, он владеет всеми необходимыми для этого приемами работы и методиками.»

Когда начинать занятия с логопедом?
Когда начинать занятия с логопедом?

С какого возраста необходимо начинать занятия с логопедом? Очень часто родителей интересует, с какого возраста необходимо начинать занятия с логопедом. Однозначно нельзя ответить на этот вопрос, многое зависит от индивидуальных особенностей и возможностей ребенка. Если родители заметили отставание ребенка от сверстников им стоит обратиться с проблемой к специалисту незамедлительно. На консультации логопед проведет обследование ребенка, даст родителям все необходимые рекомендации. Не откладывайте поход к логопеду: • во-первых, упущенного времени не вернуть; • во-вторых, выслушав специалиста, вы получите полезную информацию; • в третьих вы перестанете беспокоиться, что с вашим ребенком что-то не так; • в четвертых при необходимости вам посоветуют консультации невропатолога, психоневролога, окулиста, отоларинголога, психолога; • в пятых определитесь, с какого возраста вашему ребенку рекомендовано начинать занятия с логопедом Характеристика речи детей от 2 до 3 лет. Словарь. В два года словарь ребенка — 250-300 слов. Недостаточно развито понимание обобщенного значения слов. Дети пропускают в слове слоги, вставляют лишние звуки в слово, а при стечении согласных пропускают один звук («тол» — стол ). Грамматика. Предложения состоят из одного слова, появляются предложения из нескольких слов. Речь еще очень несовершенна. Допускают ошибки в роде, в числе, в падеже существительных. Звукопроизношение. Ребенок правильно произносит следующие звуки ( п, пь, б, бь, м, мь, ф, фь, в, вь, т, ть, д, дь, н, нь, сь, ль, к, кь, г, гь, х, хь). Дети или пропускают, или заменяют следующие звуки (с, з, зь, ш, ж, ч, щ, р, рь, л). ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ. Словарь. В три года словарный запас составляет 800-1000 слов. Дети неправильно произносят длинные и мало знакомые слова. Грамматика.Ребенок говорит короткими предложениями, состоящими из нескольких слов. Порядок слов в предложении не всегда правилен, нарушается согласование слов в предложении. Звукопроизношение. Дети смягченно произносят некоторые согласные. Свистящие с, з, ц произносят недостаточно четко, заменяют, пропускают. Недостаточно четко произносят звуки ш, ж, ч, щ, не редко они пропускают или заменяют эти звуки. Звуки л, р пропускают, заменяют. ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ. Словарь. К четырем годам словарь детей достигает 1900-2000 слов. В речи появляются новые слова, образованные по аналогии. Грамматика. Дети используют в речи распространенные предложения. Речь становиться более последовательной, связной. Звукопроизношение. Звуки ребенок произносит более правильно и четко. Замена шипящих и свистящих звуков исчезает. Произношение некоторых звуков у детей может быть не сформированным. Звуки л, р произносят не все дети. ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ. Словарь. К пяти годам запас слов увеличивается до 2500-3000. В речи встречаются перестановки и пропуски слогов и звуков только в трудных малознакомых словах (регулировщик и т. п.). Грамматика. У детей увеличивается количество простых распространенных и сложных предложений. В речи ребенок использует все части речи. Звукопроизношение. Дети готовы к правильному произношению и восприятию всех звуков родного языка. Встречаются недостатки произношения: шипящих; звуки р, л заменяются. Встречается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах со сложной слоговой структурой. ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ. Словарь. Словарный запас увеличивается до 3000-3500. Грамматика. Ребёнок овладевает основными закономерностями соединения и изменения слов в предложении. Встречаются ошибки в изменении слов по падежам. Звукопроизношение. Дети овладевают всеми звуками родного языка и правильно употребляют их в речи.

(далее…)