НьюТон-это сеть речевых центров в Санкт-Петербурге, цель и задачи которых направлены на решение проблем нарушений речи, поведения, развития и обучения детей.
Каждому обратившемуся в наши центры предоставляется:
* Профессиональная диагностика логопедом-дефектологом, по результатам которой будет предоставлен индивидуальный план коррекции нарушений.
* В ходе работы с ребенком даются рекомендации и домашнее задание по закреплению пройденного материала.
* Все наши речевые центры «НьюТон» оснащены специальным оборудованием, методическими материалами, развивающими пособиями, что позволяет подобрать программу под конкретный возраст ребенка и нарушение.
* График занятий и консультаций строится индивидуально под каждого клиента, в часы и дни работы наших специалистов.
- Логопеды
- Дефектологи
- Семейные психологи
- Клинические психологи
- Детские психологи
- Специалисты по работе с подростками
- Специалисты по логопедическому массажу
- Специалисты по детскому массажу
- Задержка речевого развития (ЗРР)
- Задержка психического развития (ЗПР)
- Общее недоразвитие речи (ОНР)
- Нарушения звукопроизношения (дислалия, дизартрия)
- Нарушения письма (дисграфия)
- Нарушения чтения (дислексия)
- Темповая задержка речевого развития
- межличностные отношения
- коррекция детской гиперактивности
- помощь при задержке психического и речевого развития
- психологическая помощь родителям
- консультации для подростков
- помощь семейного психолога
- помощь при кибер зависимости
Интересные статьи

Благодарю и рекомендую специалистов центра на Кондратьевском: Наталию Владимировну, Марину Викторовну и Валентину Владимировну (она, к сожалению, сейчас уже не работает). Спасибо Вам за профессионализм, индивидуальный подход и теплое отношение!
Наш путь мы начали с курса логопедического массажа у Наталии Владимировны- я очень долго искала специалиста именно по массажу, и как нам повезло найти такого, да ещё рядом с домом! Массаж стал прекрасной базой для постановки звуков. Проходит он очень приятно для ребенка) во время логомассажа сын слушал интересные аудиосказки и расслаблялся. Отдельно отмечу, что логопедические зонды были простерилизованы перед каждым сеансом. Рекомендую массаж всем! Он действительно нужен!
Занятия с Валентиной Владимировной, а потом, с Мариной Викторовной оказались очень продуктивными.
Скажу честно, что я, как мама, ожидала более длительной работы. Мы пришли с межзубностью, стёртой формой дизартрии, у нас не было шипящих, С, З, Л,Ль, Р, Рь, и очень активным 4летним ребенком однако, регулярные занятия( у нас 2 раза в неделю), регулярная домашняя работа(10-15 минут + поправляли во время речи) дали свой результат. За 5 месяцев нам поставили все звуки! Я очень рада и безмерно благодарная за это! Так радостно и приятно, что теперь мой сын говорит чётко и понять его речь могут все, а не только близкие люди)
Спасибо огромное!
Работа специалистов четко нацелена на результат! Занятия структурированы->смена деятельности держит ребенка во внимании в течение всего занятия.

Хочу оставить свой отзыв о работе психолога Александра Попова. Александр — «супер -профессионал» . Он неоднократно помогал мне своими советами и,что очень важно,давал практические советы по воспитанию детей. Я сама пользуюсь теперь его методикой и своим подругам советую обращаться к Александру. Александр всегда идёт на встречу,никогда не отказывается помочь (если нет возможности провести консультацию очно,можно пообщаться в скайпе,задать вопрос в контакте), он не только даёт практические советы,но и объясняет почему именно так лучше поступить,основываясь на возрастных особенностях ребёнка. Александр часто проводит семинары по скайпу,приглашает бесплатно всех желающих. Кроме этого,Александр советует литературу,которую стоит почитать родителям,чтобы лучше понииать своих детей. Александр всегда тактично общается с родителями и всегда в первую очередь старается успокоить и ободрить. Я очень рада,что познакомилась с таким замечательным психологом,настоящим профессионалом своего дела.

Добрый день.Наш сын,10 лет,с сентября 2016 года ходит заниматься к Долговой Марине Викторовна,логопеду,за очень короткое время благодаря специальной методике обучения Марины Викторовна,сын стал грамотно писать,оценки в школе по русскому языку 4,5.В прошлом году учитель в школе ставила закрытыми глазами 3-!Марина Викторовна всегда приветлива,доброжелательна,отзывчива,если надо, всегда даст правильный совет!Марина Викторовна-профессионал своего дела,любит детей!Всем рекомендую Марину Викторовна,Вы не пожалеете!Спасибо детскому центру за таких специалистов и за финансовую доступность!

Очень давно с ребенком занимались развитием речи и постановкой звуков, пока случайно не записалась на консультацию в данный логопедический центр. Занимаемся всего два месяца у Татьяны Сергеевны в филиале центра на пр. Кондратьевском и у ребенка уже автоматизировалась мягкая Ль появились твердая Л и шипящие. Татьяна Сергеевна очень доступно объяснила, какие проблемы есть у ребёнка, какой путь постановки звуков будет. Также рекомендовала нам курс логопедического массажа, который мы прошли у Натальи Владимировны и который оказался очень эффективным, т.к. язык был очень зажат и это мешало не только четкой речи, но и сглатыванию слюней, которые текли при разговоре. Результат массажа я увидела после 5 сеанса (из 10). Также на занятиях массажа мой ребенок заРычал.
Сейчас мы продолжаем работу с любимым логопедом. К Татьяне Сергеевне приятно и интересно ходить ребенку, он сам с радостью и интересом подталкивает меня позаниматься дома, потому что все задания интересные, развивающие и не занимают много времени поэтому ребенок от них не устает.
Очень много мы видели логопедов, которые хватались за голову и говорили ой-ой-ой да тут….и далее следовали страшные прогнозы с годовыми программами лечения и без четких сроков и без прогнозов и даже без плана. В центре НьюТон без сомнения работают профессионалы своего дела. Они работают с ребенком и с родителем, не паникуют и дают прогнозы постановки речи. Для меня это показатель ответственного подхода к своей работе, т.е. не запугать маму-папу и собрать деньги не ручаясь за результат, а именно вложиться в ребенка и дать всевозможные способы обучения речи и постановки звуков, устранив причины задержки развития речи в виде массажа или помощи психолога. Все специалисты центра очень доброжелательны, спокойны. Спасибо вам всем, что оказались рядом с нами не только территориально, но и в решении проблем в речи Миши.
Необходимость выполнения домашних заданий
Результативность коррекционной помощи ребенку зависит от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Важная роль в сотрудничестве родителей и учителя-логопеда отводятся домашним заданиям.
Логопедические задания – это различные виды заданий, направленных на закрепление у детей в домашних условиях тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены на групповых и индивидуальных занятиях по формированию лексико-грамматического строя и связной речи, при подготовке к обучению грамоте, воспитанию правильного звукопроизношения, то есть по всем направлениям развития речи, предусмотренным программным содержанием.
Артикуляционная гимнастика — это упражнения для тренировки языка, губ, щек и нижней челюсти. Именно эти органы отвечают за четкое и правильное произношение звуков и слов. Артикуляционные упражнения повышают подвижность органов речи, увеличивают силу их движений, а также помогают ребенку запомнить правильное положение языка и губ. С помощью артикуляционной гимнастики формируется правильное «автоматическое» произношение. Данная гимнастика состоит из статических и динамических упражнений. Статические упражнения направлены на неподвижное удержание языка, щек и губ в правильном положении. Это способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата. Динамические упражнения развивают у артикуляционных органов подвижность, гибкость и координацию, необходимые для беглой речи. Это достигается за счет многократных повторений определенных положений языка и губ.
Статические упражнения — направлены на неподвижное удержание языка, щек и губ в правильном положении. Это способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата.
Динамические упражнения — развивают у артикуляционных органов подвижность, гибкость и координацию, необходимые для беглой речи. Это достигается за счет многократных повторений определенных положений языка и губ.
Правила проведения артикуляционной гимнастики
- Нельзя заставлять ребенка заниматься. Ему должно быть интересно. Это можно сделать, включив фоном приятную музыку, позвав на занятие любимую игрушку и выполняя упражнения в виде игры.
- Обязательно надо хвалить ребенка за успехи.
- Гимнастику не стоит проводить чаще 2-3 раз в день. Артикуляционный комплекс выполняется ежедневно, не дольше 10-12 минут.
- В занятии может быть 3-4 уже отработанных упражнения и одно новое. Для самых первых занятий не надо делать более 2-3 упражнений. Не нужно повторять артикуляционное движение более 5 раз за подход.
- Упражнения выполняются перед зеркалом, чтобы ребенок видел себя и движения своих губ и языка. Взрослому надо стоять/сидеть за ребенком перед зеркалом или находиться напротив малыша (если зеркало совсем маленькое).
- Сперва упражнение делает взрослый, а ребенок за ним повторяет. Затем малыш выполняет его самостоятельно.
- Упражнения в комплексе даются от простого к сложному. Родитель контролирует правильность выполнения движений.
Автоматизация звука — это закрепление правильного произношения звука в речи. Поставленный звук очень хрупкий, так как у ребенка сложилась стойкая привычка дефектного произношения. При автоматизации звука в речи — закрепляется новый правильный звук.
Советы по автоматизации звуков
- Автоматизировать звук, когда ребенок может произносить его правильно, при многократном повторении.
- Перед выполнением упражнений на автоматизацию звука необходимо разогреть речевые мышцы (выполнить артикуляционную гимнастику и подготовительные упражнения).
- Нельзя одновременно автоматизировать звуки, которые ребенок путает в речи ([Ш]и [С], [Ж] и [З], [Р] и [Л]).
- При автоматизации звука необходимо придерживаться последовательности: от простого к сложному.
Cлоги » слова » словосочетания » предложения » тексты » стихотворения » скороговорки » самостоятельная речь.
- Ребенку должно быть интересно, больше наглядного материала: рисуйте и раскрашивайте слова с заданным звуком, используйте сюжетные картинки, играйте.
- Чтобы добиться положительного результата, надо заниматься каждый день по 15-20 минут. Следить за произношением ребенка в повседневной жизни.
Воспитание правильного звукопроизношения всегда выделялось как ведущая линия развития речи детей 3—4 лет.
Для развития артикуляционного аппарата широко используются звукоподражательные слова, голоса животных. Например, детям даются музыкальные инструменты — дудочка и колокольчик; дудочка дудит «ду-ду», колокольчик звенит «динь-динь», тем самым закрепляется произношение твердых и мягких звуков.
Дикция (отчетливое и ясное произношение слов, слогов и звуков) отрабатывается с помощью специального речевого материала; это — шутки-чистоговорки («Бы-бы-бы — идет дым из трубы»), а также потешки, поговорки, фразы, содержащие определенную группу звуков («У Сани едут сани сами»), упражнения на договаривание слогов, называние слов, сходных по звучанию (мышка — мишка).
Игры и упражнения на произношение шипящих звуков можно тематически объединить. Так, после рассматривания картинки «Еж и ежата» взрослый предлагает выполнить ряд заданий: четко произнести фразы со звуками «Ш» и «Ж» («Ша-ша-ша — мы купаем малыша; шу-шу-шу — дам грибочек малышу; ши-ши-ши — где гуляют малыши? или: жа-жа-жа — мы увидели ежа; жу-жу-жу — мы грибок дадим ежу; жи-жи-жи — где грибы берут ежи?»). Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма. Вычленяя звук при четком произнесении слова, фразы, ребенок подводится к пониманию терминов «звук», «слово».
Необходимо более пристальное внимание уделять воспитанию интонационного чутья, темпа речи, дикции, силы голоса, поскольку в этих умениях заложены наиболее важные условия дальнейшего развития всех сторон речи. Для этого проводится, например, следующая игра.
«Чей это голос?»
Цель игры: Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша.
Для этой игры понадобятся фигурки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок, кошка и котенок.
Если подбор фигурок вызовет затруднения, можно подобрать картинки или вылепить игрушки из пластилина, привлекая ребенка к совместной деятельности.
В гости к ребенку приходят (приезжают на машине, на поезде) звери, они хотят поиграть. Ребенок должен угадать, чей голос он услышал.
— Мяу— мяу. Кто это мяукает? (Кошка.) А тонким голосом кто мяукает? (Котенок.) У мамы-кошки есть детеныш. Он мяукает как? (Мяу-мяу.)
— Му-у-у — кто так мычит? (Корова.) А кто у нее детеныш? (Теленок.) Каким голосом он мычит? (Тоненьким.) Теперь еще раз послушай и угадай, кто это мычит — корова или теленок.
— Ква-ква — чей это грубый голос? (Лягушки.) А кто квакает тоненько? (Лягушонок.) Лягушка большая и квакает грубым голосом, а ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?
Аналогично обыгрываются остальные игрушки. Можно предложить ребенку правильно позвать игрушку, тогда он сможет поиграть. («Лягушонок, иди ко мне», «Утенок, поиграй со мной».)
В таких играх дети учатся различать взрослых животных и их детенышей по звукоподражаниям (корова мычит громким голосом, а теленок тихим, тонким; лягушка квакает громко, а лягушонок тоненько).
Подобные игры можно проводить с разными животными. Например, взрослый показывает ребенку картинку. На ней нарисована птичка.
— Это птичка. Она живет в лесу и поет свою песенку: ку-ку, ку-ку. Кто это? (Ку… — взрослый приглашает ребенка произнести слово самостоятельно.)
— А это кто? (Петух.) А ласково мы его называем… (Петушок). Петя-Петушок кричит… (ку-ка-ре-ку).
— Послушай слова «кукууушка», «петууух», «ууутка» (голосом выделяется звук «у»). В этих словах есть звук «у».
От звукового оформления высказывания зависят его эмоциональность и выразительность, поэтому важно научить детей умению отчетливо произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения, вопроса или ответа.
Например, детям читается русская народная песенка «Курочка-рябушечка». Взрослый сначала читает ребенку всю песенку, а затем начинается диалог. Можно сделать ребенку шапочку курочки и предложить ему отвечать на вопросы:
— Курочка-рябушечка, куда идешь?
— На речку.
— Курочка-рябушечка, зачем идешь?
— За водой.
— Курочка-рябушечка, зачем тебе вода?
— Цыплят поить. Они пить хотят.
На всю улицу пищат — пи-пи-пи!
Детям предлагаются также чистоговорки, фразы из стихотворений, они произносят их с разной силой голоса (тихо — громко — шепотом) или в разном темпе (быстро — медленно). Параллельно можно менять интонации (спросить, ответить, передать радость, грусть, удивление).
Основное внимание в словарной работе уделяется накоплению и обогащению словаря на основе знаний и представлений из окружающей ребенка жизни; активизация разных частей речи, не только существительных, но и глаголов, прилагательных, наречий.
Необходимо показать детям, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия. Для этого надо научить их различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы «что это?», «кто это?», видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества («какой?»), а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием, возможные действия человека («что делает?», «что с ним можно делать?»). Такое обучение проводится в играх «Что за предмет?», «Скажи какой», «Кто что умеет делать?».
«Угадай игрушку»
Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.
Взрослый показывает ребенку 3—4 игрушки, он называет их. Надо сразу научить правильно называть предмет: «Это… (заяц, лиса, утенок)». Взрослый рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их.
«Про кого я говорю»
Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.
Взрослый описывает сидящего перед ним ребенка, называя детали его одежды и внешнего вида, например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней».
«Скажи какой»
Цель: учить выделять и называть признаки предмета.
Взрослый достает из коробки предметы, называет их («Это груша»), а ребенок называет признаки («Она желтая, мягкая, вкусная». «Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный». «Это огурец». — «Он… продолговатый, зеленый, хрустящий»).
«Исправь ошибку»
Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.
Взрослый рисует сам или показывает картинку и предлагает ребенку найти неточности: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок с ушами зайца; лиса синяя без хвоста и т. п. Ребенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые маленькие ушки; у лисы длинный хвост и рыжая шубка.
«Кто больше увидит и назовет»
Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.
Взрослый и ребенок рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно… ухий (длинноухий). А хвост у зайца… (короткий), значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она… белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки (ленточки, колечки от пирамидки).
«Что напутал Буратино?»
Цель: находить ошибки в описании и исправлять их.
В гости к ребенку приходит Буратино со своим другом утенком. Рассказывая про своего друга, Буратино делает ошибки и допускает неточности в описании, например: «У утенка синий клюв и маленькие лапы, он кричит «мяу!». «У зайца маленькие ушки, он зеленый». «У кошки колючая шубка». Ребенок исправляет неточности.
«Какая кукла»
Цель: учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта.
Взрослый говорит, что куклу назвали некрасивой, и она огорчилась. Надо ей помочь и все рассказать о ней, какая она красивая.
— Кто это? (Кукла.) Какая она? (Нарядная, красивая.) Что Таня умеет делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.) Давай вместе расскажем про Таню. Взрослый начинает: «Наша Таня… (самая красивая). У нее… (нарядное платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые носочки)».
От называния видимых и ярких признаков (цвет, форма, величина) нужно переходить к перечислению свойств, внутренних качеств предмета, его характеристике, сравнению (например, в игре «Кто больше скажет слов о яблоке, какое оно, а какой апельсин?»; «Сравните апельсин и яблоко. Чем они похожи и чем отличаются?»).
«Сравни кукол»
Цель: учить детей соотносить предметы с разными характеристиками.
Взрослый предлагает рассмотреть двух кукол и сказать, чем они отличаются. Ребенок дает куклам имена (Катя и Таня) и говорит: У Тани светлые и короткие волосы, у Кати — темные и длинные, у Тани голубые глаза, у Кати — черные, Таня в платье, а Катя в брюках, у кукол разная одежда.
— Куклы захотели поиграть, они взяли… (мячики). Этот мячик… (круглый, резиновый, синий, маленький). А другой мячик… (большой, красный). Что можно делать с мячами… (кидать, бросать, ловить, подкидывать, подбрасывать)?
— Посмотрите на этот мячик. Он больше, чем синий, но меньше, чем красный. Какой он? (Средний.)
«Сравни медвежат»
Цель: учить различать предметы (игрушки) по характерным признакам.
Взрослый предлагает рассмотреть двух медвежат разной окраски: один черный и большой, другой — коричневый и маленький.
— Назови, кто это и чем они отличаются. Один медведь большой, он черный.
— Как его можно назвать, чтобы было видно, что он черный? (Черныш.) Что он может делать? (Рычать, есть малину, мед, бегать.)
— Как назвать другого медведя, чтобы было понятно, что он маленький? (Малыш.)
«Сравни разных зверят»
Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.
Педагог предлагает рассмотреть мишку и мышку.
— Мишка большой, а мышка… (маленькая). Еще какой Мишка… (толстый, толстопятый, косолапый)? А мышка какая… (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая)? Что любит Мишка… (мед, малину), а мышка любит… (сыр, сухарики).
— Лапы у Мишки толстые, а у мышки… (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка… (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки… (короткий).
Аналогично можно сравнить и других животных — лису и зайца, волка и медведя.
На основе наглядности дети учатся называть слова с противоположным значением: кукла Катя большая, а Таня… (маленькая); красный карандаш длинный, а синий… (короткий), зеленая лента узкая, а белая… (широкая); одно дерево высокое, а другое… (низкое); волосы у куклы Кати светлые, а у Тани… (темные).
У детей формируется понимание и употребление обобщающих понятий (платье, рубашка — это… одежда; кукла, мяч — это игрушки; чашка, тарелка — это посуда), развивается умение сравнивать предметы (игрушки, картинки), соотносить целое и его части (паровоз, трубы, окна, вагоны, колеса — поезд).
Детей учат понимать семантические отношения слов разных частей речи в едином тематическом пространстве: птица летит, рыба… (плывет); дом строят, суп… (варят); мяч сделан из резины, карандаш… (из дерева). Они могут продолжить начатый ряд слов: тарелки, чашки… (ложки, вилки); кофта, платье… (рубашка, юбка, брюки).
На основе наглядности проводится работа и с ознакомлением с многозначными словами (ножка стула — ножка стола — ножка у гриба; ручка у сумки — ручка у зонтика — ручка у чашки; иголка швейная — иголка у ежа на спине — иголка у елки).
«Кто лучше похвалит»
Цель: уметь называть признаки животных по образцу взрослого. Взрослый берет себе одну игрушку (медведя), а ребенку дает зайца. И начинает: «У меня медведь».
Ребенок: А у меня заяц.
— У медведя коричневая шубка.
— А у зайца белая.
— У медведя маленькие круглые ушки.
— А у зайца уши длинные.
«Куклы рисуют и гуляют»
Цель: обратить внимание на слова, близкие и противоположные по смыслу, а также на промежуточные признаки.
В гости к ребенку снова приходят две куклы: большая и маленькая. Воспитатель говорит, что куклы захотели рисовать. Большая кукла возьмет длинный карандаш, а маленькая… (короткий). Большая кукла нарисовала большой дом, а маленькая… (маленький). Как по-другому можно назвать маленький дом? (Домик, домишко.)
— Куклы пошли гулять, а зонтик с собой не взяли. Тут пошел сильный дождь, они спрятались под елочку. Большая кукла спряталась под высокой елкой, а маленькая… (под низкой). Дождь кончился, пошли куклы домой. Большая кукла пошла по широкой дороге, а маленькая… (по узкой). Пришли они домой, стали мыть руки. Сначала куклы повернули кран с горячей водой, а потом… (с холодной). А если смешать холодную воду с горячей, то какая вода получится? (Теплая, прохладная.) Пошли куклы спать. У них были разные кроватки. Какие? (Высокая и низкая, большая и маленькая, широкая и узкая.)
«Куклы: веселая и грустная»
Цель: познакомить детей с противоположными состояниями: веселый — грустный.
Стала девочка Маша играть со своими куклами Катей и Таней и заметила, что Катя все время веселая, а Таня грустная. Как ты думаешь, почему? (Катю обидели, ей стало больно, она загрустила.) Какими другими словами сказать, что Катя грустная, какая она? (Печальная, расстроенная.) Что Катя делает? (Грустит, печалится, огорчается.) Что надо сделать, чтобы развеселить Катю? (Рассказать веселую сказку, поиграть с ней, посмотреть мультфильм.) Какими стали Катя и Таня? (Веселыми, радостными.)
«Назови одним словом»
Цель: закрепить представления детей об обобщающих словах.
— Вспомни, на чем у нас спали куклы? (На кровати.) Куда они кладут свои вещи? (В шкаф, в гардероб.) На чем они сидят? (На стульях.) Я начну говорить, а ты продолжи: кровать, шкаф… (стол, стул, диван, кресло). Как назвать все эти предметы одним словом? (Мебель.) Какая мебель у тебя в комнате?
— Что куклы кладут в шкаф? Что там лежит и висит? Продолжи: платье, брюки… (юбки, кофты, рубашки). Все эти вещи называются… (одежда). Какая одежда надета на тебе?
— Сели куклы за стол. А там стоят… (тарелки, чашки, блюдца, ложки, вилки). Это… (посуда). Из какой посуды ты ешь суп, кашу? (Из тарелок, глубокой и мелкой.)
— Наши куклы очень любят играть. Что им для этого нужно? (Игрушки.) Назови, какие игрушки ты знаешь и любишь?
В целом словарная работа направлена на подведение ребенка к пониманию значения слова, обогащение его речи смысловым содержанием, т. е. на качественное развитие словаря.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста большой удельный вес занимает работа над развитием понимания и использования в речи грамматических средств, активный поиск ребенком правильной формы слова, т. е. формирование грамматического строя речи. Эта задача тесно связана с обогащением и активизацией словарного запаса ребенка.
Обучение изменению слов по падежам, согласованию существительных в роде и числе проводится в специальных играх и упражнениях. (Маленькая лошадка, длинный хвост, длинные уши.)
Очень интересное упражнение! Полезное не только для детей, но и для взрослых. Это упражнение в качестве теста применяется на кастингах радиоведущих. Представьте себе, приходите вы на кастинг, а вам говорят: «А ну-ка, дружок, соедини-ка нам курицу со столбом». На полном серьезе, так и говорят!
Смысл именно в этом, нужно соединить два абсолютно не связанных друг с другом понятия. Радиоведущим это нужно для того, чтобы во время прямых эфиров быстро, красиво составлять подводки к песням, для легких переходов от одной темы к другой.
Ну а детишкам подойдет для развития креативного, творческого, быстрого мышления.
Так как же все-таки курицу со столбом соединить? Вариантов много:
- Курица ходит вокруг столба.
- Курица была слепая, шла и врезалась в столб.
- Курица была сильная, ударила по столбу, а он упал.
- Столб упал прямо на курицу .
Хотите потренироваться? Хорошо. Соедините:
- ромашку с молоком;
- наушники с медузой;
- сапоги с луной.
Далее придумывайте сами.
Упражнение 2. Словоразбиватели.
Если в предыдущем упражнении мы соединяли, то в этом будем разбивать, одно длинное слово на много коротких, состоящих из букв большого слова. По правилам если буква встречается в длинном слове 1 раз, то повторять в коротких словах дважды ее нельзя.
Например, слово «выключатель» разбивается на:
- ель;
- лак;
- люк;
- тюль;
- вал;
- ключ;
- клюв.
Я больше не вижу вариантов, а вы?
Можно разбивать любые длинные слова, например, «праздник», «картина», «полотенце», «полярник».
Упражнение 3. Ребусы.
Разгадывание ребусов помогает мыслить нестандартно, творчески. Учит ребенка анализировать.
- В ребусах могут присутствовать изображения, буквы, цифры, запятые, дроби, размещенные в самом разном порядке. Давайте попробуем вместе решить несколько простых ребусов. На первом мы видим слог «БА» и «бочку». Соединим: БА + Бочка = Бабочка.
- На втором принцип тот же: Баран + КА = Баранка.
- Третий посложнее. Нарисован рак, а рядом «а = у». Значит в слове рак, букву «а» нужно заменить на букву «у», получим «рук». К этому прибавим еще одну «а»: рук + а = рука.
- Четвертый ребус с запятой. Так как первой стоит буква «А», то слово-отгадка на нее начинается. Далее видим «кулак», после картинки запятая, значит от слова «кулак» нужно отнять последнюю букву. Получим «кула». Теперь объединяем все вместе: А + кула = акула.
- Пятый ребус только на первый взгляд сложный. Нужно убрать букву «и» из слова «пила», а слово «кот» прочитать задом наперед. В результате получаем: пла + ток = платок.
- Шестой, полностью буквенный ребус. С первой и последней буквами все понятно, а что с серединкой? Мы видим букву «о», нарисованную в буке «т», так и скажем «в т о». Соединяем: А + ВТО + Р = АВТОР.
Потренировались? Теперь попробуйте решить ребус самостоятельно.
Упражнение 4. Анаграммы.
Можно ли апельсин превратить в спаниеля и наоборот? «Легко!» — ответят любители анаграмм. Даже волшебная палочка не понадобится.
Анаграмма— литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание.
Так же легко сон превращается в нос, кот в ток, а липа в пилу.
Ну что, попробуем? Давайте сделаем так, чтобы:
- «карета» улетела к звездам;
- «слово» выросло на голове;
- «шнурок» научился летать;
- «атлас» стал съедобным;
- «насос» поселился в лесу;
- «соринка» стала прозрачной;
- «валик» положили на стол перед обедом;
- «плюшка» научилась плавать;
- «ромашка» крутилась у фонаря летними вечерами;
- «парк» не мог прожить без воды.
Упражнение 5. Логические задачи.
Чем больше логических задачек вы решаете, тем крепче становится ваше мышление. Ведь не даром говорят, что математика – это гимнастика для ума. Действительно, при решении некоторых из них, прямо чувствуешь, как мозг шевелится.
Начнем с тех, что попроще:
- Коля и Вася решали задачки. Один мальчик решал у доски, а другой за партой. Где решал задачки Вася, если Коля не решал у доски?
- Три стареньких бабушки живут в одном подъезде, на третьем, пятом и седьмом этажах. Кто на каком этаже живет, если бабушка Нина, живет выше бабушки Вали, а бабушка Галя, ниже бабушки Вали?
- Юра, Игорь, Паша и Артем пришли к финишу в первой четверке на соревнованиях по бегу. Кто какое место занял? Известно, что Юра прибежал не первым и не четвертым, Игорь прибежал следом за победителем, а Паша не был последним.
А следующие три задачи Сашуля принесла с математической олимпиады. Это задачи для третьего класса.
«Садовод посадил 8 саженцев. Из всех, кроме четырех выросли грушевые деревья. На всех грушевых деревьях, кроме двух растут груши. Груши со всех плодоносящих грушевых деревьев, кроме одного невкусные. На скольких грушевых деревьях вкусные груши?»
«Вася, Петя, Ваня носят галстуки только одного цвета: зеленого, желтого и голубого. Вася сказал: «Петя не любит желтый цвет». Петя сказал: «Ваня носит голубой галстук». Ваня сказал: «Вы оба обманываете». Кто какой цвет предпочитает, если Ваня никогда не врет?»
А теперь внимание! Задача повышенной сложности! «На засыпку», как говорится. Я ее не смогла решить. Долго мучилась, а потом подглядела в ответы. Она тоже с олимпиады.
«Путешественнику нужно пересечь пустыню. Переход длится шесть дней. Путешественник и носильщик, который будет его сопровождать, могут взять с собой запас воды и еды для одного человека на четыре дня каждый. Сколько носильщиков потребуется путешественнику для воплощения в жизнь своего замысла? Укажите наименьшее число».
Если на какой-нибудь задачке все-таки засыпетесь, то обращайтесь, помогу)
Упражнение 6. Спичечные головоломки.
Спички детям не игрушка! А средство для тренировки мышления. В целях безопасности предлагаю заменить спички на счетные палочки.
Из таких простых маленьких палочек получаются очень сложные головоломки.
Для начала разомнемся:
- сложите из пяти палочек два одинаковых треугольника;
- из семи палочек два одинаковых квадрата;
- уберите три палочки, чтобы получилось три одинаковых квадратика (смотрите картинку ниже).
Теперь посложнее:
Переложите три палочки так, чтобы стрела полетела в обратную сторону.
Рыбку тоже нужно развернуть в другую сторону, переложив при этом всего три палочки.
Переложив всего три палочки достаньте клубничку из бокала.
Уберите две палочки, чтобы получилось два равносторонних треугольника.
Ответы можно подглядеть в конце статьи.
Упражнение 7. Правда и ложь.
А теперь поработаем Шерлоком Холмсом! Будем искать истину и обнаруживать ложь.
Покажите ребенку две картинки, на одной из которых изобразите квадрат и треугольник, а на другой круг и многоугольник.
И теперь предложите карточки со следующими высказываниями:
- некоторые фигуры на карточке треугольники;
- на карточке нет треугольников;
- на карточке есть круги;
- некоторые фигуры на карточке квадраты;
- все фигуры на карточке треугольники;
- на карточке нет многоугольников;
- на карточке нет ни одного прямоугольника.
Задача — определить, ложны эти высказывания или истинны для каждой картинки с фигурами.
Подобное упражнение можно проводить не только с геометрическими фигурами, а и с изображениями животных. Например, поместить на картинку кошку, лису и белку.
Высказывания могут быть следующими:
- все эти животные хищники;
- на картинке присутствуют домашние животные;
- все животные на картинке могут лазать по деревьям;
- у всех животных есть мех.
Картинки и высказывания к ним можно подбирать самостоятельно.
Упражнение 8. Инструкция.
Нас окружают самые разные предметы. Мы ими пользуемся. Порой на инструкции, которые к этим предметам прилагаются, мы не обращаем никакого внимания. А бывает и так, что на какие-то очень нужные предметы инструкций просто нет. Давайте исправим это недоразумение! Напишем инструкции сами.
Возьмем, например, расческу. Да, да, обычную расческу! Вот что получилось у нас с Александрой.
Итак, инструкция по использованию расчески.
- Расческа – это приспособление для придания волосам гладкости и шелковистости, сделанное из пластмассы.
- Применять расческу следует при повышенной лохматости и кучерявости.
- Для того чтобы начать расчесываться подойдите к расческе, аккуратно возьмите ее в руку.
- Встаньте перед зеркалом, улыбнитесь, поднесите расческу к корням волос.
- Теперь медленно ведите расческу вниз, к кончикам волос.
- Если на пути расчески встречаются препятствия в виде узелков, то проведите по ним расческой несколько раз со слабым нажимом, при этом можно слегка вскрикивать.
- Обработке расческой подлежит каждая прядь волос.
- Расчесывание можно считать оконченным, когда расческа на пути не встретит ни одного узелка.
- После окончания расчесывания необходимо сполоснуть расческу водой, положить на специально отведенное для нее место.
- Если у расчески отломился зубчик, нужно выбросить его в мусорную корзинку.
- Если у расчески обломились все зубчики, отправьте ее следом за зубчиком.
Ученые – нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры, которые: — развивают мелкую моторику
Выкладывание рисунка при помощи пуговиц
Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д. Можно предложить шаблоны для накладывания пуговиц – развивают мелкую моторику рук ребенка; — способствуют развитию речи; — развивают творческие способности.
Нанизывание
Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек и т.д. На каждую бусину проговаривается поставленный звук, слог с определенным звуком.
Я сижу, но не скучаю,
Бусы маме собираю.
Нанизала бусы я — Рада мамочка моя
Застегни пуговку
На одном кусочке ткани пришиты три пуговицы разного диаметра. Во втором прорезаны соответствующие петли. Большую пуговицу мы застегиваем в большую петельку, среднюю пуговку Дорожки Ребенок шагает пальчиками по дорожке (нашиты пуговицы на длинный прямоугольник), проговаривает поставленный звук или слоги с данным звуком — в среднюю петельку, а маленькую в маленькую.
Выкладывание простых узоров на столе веревочкой
Для этого необходимо взять веревочку длиной 0,5 м и выкладывать ее по схеме какого-либо узора, предмета. Суть упражнений заключается в том, что художественный образ следует создать или дополнить с помощью шнурков, нитей.
Узелки
Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней несколько узлов. Ребенок развязывает узлы пальцами, на каждый узел называет поставленный звук. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.
Плетение косичек из веревочек
Ребенок заплетает косички кукле из веревочек, шнурочков. Для своей сестрички я плету косички Из шнура и из тесьмы, с нею очень мы дружны.
Нанизывание на шнурок различных предметов
Нанизывание на шнурок различных фигурок с дырочкой посередине в заданной последовательности (цветок, звездочка, домик и т. д.). Можно называть и нанизывать картинки и проговаривать их, закрепляя звук в речи
Прищепки как дополнение предмета
Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к Солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого вам нужно, соответственно, сделать заготовки к Солнцу, ежику и так далее). Сделать их можно из бумаги, картона, фетра. Вместо бельвых прищепок можно использовать детские заколки-крабики.
Выкладывание при помощи спичек, счетных палочек.
С помощью спичек, счетных палочек выкладывать различные фигурки, сначала по схеме, затем по памяти, воображению. Желательно, чтобы счетные палочки были не гладкие, а ребристые (это служит дополнительным массажем для пальчиков).
Катаемся на «лыжах»
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог: «Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, Мы любим забавы холодной зимы». То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
— Пальчик – мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел.
Волшебный колодец
В коробке с горохом спрятать маленькие игрушки (из киндерсюрприза). Ребенок с закрытыми глазами перебирает горох руками, ищет, кто спрятался внутри.
В ведре не соль, совсем не соль,
А разноцветная фасоль.
На дне игрушки для детей,
Мы их достанем без затей.
Дорожки
Выложить из гороха или фасоли дорожку: прямую, Волнистую и т. д. (по образцу, трафарету или самостоятельно):
Я горошины возьму, выложу дорожку.
по дорожке зайчик, белка, козлик.
Массажные щётки или колючий мячик
Ребёнок катает мяч или круглую щётку для волос между ладонями движениями вверх-вниз сначала медленно, затем увеличивает темп и приговаривает:
У сосны, у пихты, ёлки — очень колкие иголки.
Но ещё сильней, чем ельник, вас уколет можжевельник!
Массаж горошинами
Рассыпать на столе 10 горошин, прижимать каждую горошину по очереди к столу пальцами по очереди сначала одной. Потом другой руки. Затем прокатываем горошинку пальцем по кругу, прижимая ее к столу:
Дома я одна скучала, горсть горошинок достала.
Прежде чем игру начать, надо пальчику сказать:
«Пальчик, пальчик, мой хороший, ты прижми к столу горошек.
Покрути и покатай и другому передай