Missing Consumer Key - Check Settings

Нарушение звукопроизношения.

Нарушения звукопроизношения

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что произносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых.

В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.

Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопится, не » съедать » слогов и окончаний слов.

Совершенно неуместна » подделка » под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно ( «смори» — «смотри» , «не бежи» — «не беги», «ваще» — «вообще» ).

Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова.

Обязанность взрослых — приучить малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.

Часто детей побуждают заучивать слишком трудные для их произносительных возможностей стихотворения. В результате перегрузки физиологических механизмов речи возрастные неправильности произношения закрепляются и даже приумножаются.

При правильном воспитании все возрастные неправильности произношения звуков исчезают у детей к 4 — 5 годам. Если процесс становления правильного произношения затянулся, родителям необходимо показать своего ребенка логопеду.

Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Прежде всего это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточная сформированность фонематического слуха, т.е. способности воспринимать и дифференцировать все звуки речи (фонемы).

Наиболее типичными несовершенствами звукопроизношения являются следующие:

а) у детей младшего дошкольного возраста

—        смягченность речи  («лезецька» — «ложечка», «сюмоцька» — «сумочка» )

—        замена шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ свистящими («сюба» — «шуба» «сяпка» — «шапка» )

—        звуки Р , Л не произносятся, замена их другими («юка», «люка» —

рука ), («вампа», «ямпа» — лампа).

—        замена заднеязычных звуков переднеязычными К — Т, Г — Д, («торова» — «корова», «дулять» — «гулять» )

—        оглушение звонких звуков («шук» — «жук» )

Произнесение слов в этом возрасте тоже имеет особенности. Маленький ребенок один и тот же звук в одном сочетании произносит, а в другом искажает, либо совсем пропускает. Например, легко произносит звук Р в сочетании с гласными звуками ( рука, роза ), и не выговаривает в сочетании с согласными («тамвай» — трамвай, «клыша» — крыша). В русском языке малышам с трудом дается произношение 2-3-х рядом стоящих согласных звуков, и, как правило, один из этих звуков или пропускается, или искажается, хотя изолированно ребенок эти звуки произносит правильно. Часто в слове один звук, более трудный, заменяется другим, имеющимся в этом же слове («мумага» — бумага, «форааппарат» — фотоаппарат). Очень часто дети делают перестановку звуков и слогов в словах («аплесин» — апельсин, «клювка» — клюква ).

б)  произношение у детей среднего дошкольного возраста :

—        в речи исчезает смягчение, оно наблюдается лишь у немногих;

—        появляются шипящие звуки Ш, Ж, Ч, но произношение их неустойчиво. Дети произносят звуки то правильно, то неправильно («сейчас» — «сейцас», «зук зуззит» );

—        у некоторых детей наблюдается непомерное частое использование звуков Р, Ш, Ж, когда они переходят к правильному произношению этих звуков («горубой» — голубой, «родка» — лодка, «шад» — сад, «жонтик» — зонтик );

—        большинство детей произносят звук Р, но он недостаточно автоматизирован в речи. Пропускается звук Р в словах редко, чаще он заменяется другими звуками Л, ЛЬ, И;

—         словопроизношение детей в 4-5 лет становится чище, реже встречаются перестановки и уподобление звуков, слогов, почти исчезают сокращения слов.

в) произношение у старших дошкольников.

Большинство детей старшего дошкольного возраста говорят правильно, но все же у некоторых встречается нечистая речь ( 15 — 20 % ). Речевые недостатки выражаются в следующем:

—         искажены шипящие звуки III, Ж, Ч, а также Ф и Л.

Здесь нет неустойчивости, характерной для детей среднего дошкольного возраста. Дети заменяют один звук другим. Картавость, шепелявость становятся привычными.

—         Встречаются более серьезные отклонения: заикание, сложная дислалия.

—         Неправильная расстановка ударений, «проглатывание» окончаний слов.

—         Небрежность в словопроизношении («яблуко», «мине», «фатить» )

Чем же объяснить, что некоторые дети 5-6 лет страдают недостатками звукопроизношения ?

Речь — это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих — ребенок учится на примере родителей, воспитателей и друзей.

Серьезное значение имеют психологические особенности ребенка: он должен четко воспринимать слова и звуки, запомнить их и точно воспроизвести.

Хорошее состояние слуха, умение внимательно слушать имеют решающее значение. Дети с ослабленным слухом (тугоухие) часто являются и косноязычными. Рассеянные, невнимательные дети также совершают ошибки в звуко- и  словопроизношении. Для того, чтобы правильно воспроизвести услышанное, у ребенка должен быть хорошо развит речевой аппарат, он должен четко действовать.

У большинства детей звукопроизношение к 4-5 годам достигает языковой нормы. Однако в силу индивидуальных, социальных, патологических особенностей развития у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают характер стойкого дефекта, называемого дислалией.

Такие нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном их произношении, заменах одних звуков другими, смешении звуков ,и, реже- их пропусками. В зависимости от причин, обуславливающих дефект звукопроизношения, выделяют две основные формы дислалии : функциональную и механическую (органическую). Когда нет органических нарушений, говорят о функциональной дислалии. При отклонении в строении периферического аппарата (зубов, челюстей, языка, неба) говорят о механической (органической) дислалии.

Причины механической дислалии :

1. Укороченная подъязычная уздечка. При этом затруднены движения языка. Бывает язык слишком большой, неповоротливый, или наоборот, слишком узкий, маленький, что затрудняет правильное произношение ( артикуляцию ).

2. Дефекты строения челюстей и зубов.

—         Верхняя челюсть сильно выступает над нижней.

—         Нижняя челюсть выступает вперед.

—         Между зубами верхней и нижней челюсти при их смыкании остается промежуток.

—         Большие расщелины между зубами. Исправление дефектов челюстей и зубов следует проводить в стоматологических кабинетах. Наилучший возраст для этого от 5 до 6 лет.

—         Неправильное строение неба. Узкое, слишком высокое (готическое) небо, или, наоборот, низкое, плоское.

—         Укороченная уздечка верхней губы.

—        Расщепление твердого неба, губы. Причинами функциональной дислалии являются :

—         Неправильное воспитание ребенка в семье.

Иногда взрослые, подражая детскому лепету, долго «сюсюкают» с ребенком, что задерживает правильное звукопроизношение.

Дислалия возникает и вследствие подражания ребенком неправильному звукопроизношению взрослых. Особенно плохо, когда в семье есть косноязычные.

—         Педагогическая запущенность, когда взрослые уделяют мало внимания воспитанию, не следят за речью ребенка.

—         Снижение слуха. У тугоухих детей трудности в различении свистящих и шипящих звуков ( ш — с, ж — 3 ), звонких и глухих согласных ( д — т, б — п).

—         Умственная отсталость ребенка.

Здоровая и счастливая жизнь ваших детей в ваших руках!!!

Помоги своему ребенку сам!